Римский театр в Анкаре - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Римский театр в Анкаре

Ценителей древних памятников, расположенных в Турции, может удивить тот факт, что в самом центре исторического района Анкары находятся руины античного театра. Они были забыты и заброшены даже властями турецкой столицы. Об этом скромном размере вспомнили лишь немногие исследователи древней истории Анкары. К счастью, осенью 2018 года были предприняты первые шаги по защите этого памятника, и данная статья может способствовать распространению информации о нем.
Римский театр в Анкаре

Римский театр в Анкаре

Архитектура

Театр построен по полукруглому плану, а его зрительный зал расположен на склоне холма цитадели. Два сводчатых прохода ведут к оркестру — полукруглой площади, которую хор занимал во время выступлений. Театр Анкары  имеет диаметр около 13 метров и окружен толстой стеной. К сожалению, неизвестно, из какого материала был сделан пол оркестра.
Сохранился проскенион, площадка, на которой выступали артисты. От скене — здания, обращенного к публике, в котором когда-то размещались раздевалки актеров и реквизит, в Анкаре сохранилась только северная часть. Хор использовал отрывки, называемые пародиями, восточный сохранился до наших дней полностью, а западный — только фрагментами.
Сиденья в театре и излучающая лестница сделаны из камня, щебня и гипса. Аудитория была разделена на четыре горизонтальных участка. В театре было от 20 до 22 рядов мест. Подсчитано, что театр мог вместить от трех до пяти тысяч зрителей, то есть это было относительно небольшое здание в своей категории в Малой Азии. Сиденья, полученные от зрителей, позже были использованы для постройки стен цитадели, хотя археологам удалось раскопать два из них на месте. Они были сделаны из андезита, их высота составляла около 40 см.
Из-за наличия следов системы водоснабжения и толстого слоя известняка, покрывающего стены здания, Инджи Байбуртлуоглу предположил, что театр использовался для показа так называемых naumachii или морских сражений. Однако из-за очень скромной аудитории это маловероятно. Сьюзан Кук, с другой стороны, предположила, что эти следы могут указывать на превращение театра в фонтан или цистерну в византийский период.
Здание скена, возведенное из андезитовых блоков, много раз перестраивалось, но изначально оно было около 31 метра в длину и 8 метров в ширину. От него к зрителям вели пять ворот, центральные из которых частично видны до сих пор. Обнаруженные на территории театра фрагменты скульптур позволяют предположить, что здание было богато декорировано. Среди обнаруженных скульптур были голова женщины, вырезанная из цветного мрамора, сидящий оратор и голова сатиры, которая, скорее всего, служила замковым камнем главного входа.
Одна из самых интересных находок с территории театра — статуя императора Адриана в латных доспехах, а точнее ее фрагменты. Всего их было найдено 26, и на их основе восстановлен первоначальный облик статуи. Императора опознали по характерной прическе. На других фрагментах видны богато украшенные доспехи, в том числе так называемые gorgoneion, то есть рельефная голова одной из горгон, взгляд которой обращал людей в камень. Также были обнаружены фрагменты ног и рук статуи. Многие из этих находок сейчас находятся в коллекциях Музея анатолийских цивилизаций.
В византийский период между скеной и оркестром был добавлен проскений, что уменьшило высоту двери. Возможно, что до добавления проскения оркестр имел круглую форму, характерную для театров эллинистического периода.

Археологические работы

Об истории древнего театра в Анкаре мало что можно сказать с уверенностью, поскольку это сооружение ни разу не упоминалось античными авторами. Знания исследователей основаны только на двух источниках: внешнем виде сохранившихся фрагментов театра и нескольких надписях, связанных с его деятельностью. Самая известная из этих надписей у основания статуи, на которой выгравировано решение Дионисийской гильдии художников. Исследователи связывают эту надпись с театром из-за предоставленного содержания, хотя она была найдена в другом месте, на улице Джумхуриет. На основании даты, указанной в надписи, можно сделать вывод, что театр существовал уже в 128 г. н.э.
Проект по реконструкции древнеримского театра в Анкаре

Проект по реконструкции древнеримского театра в Анкаре

Кроме того, найденные в этом районе фрагменты керамики относятся к I веку нашей эры. К тому же периоду относятся характерные пряжки в виде ласточкиного хвоста. На основании их присутствия на месте раскопок некоторые исследователи, в том числе Стивен Митчелл, пришли к выводу, что театр был построен в рамках интенсивной программы строительства в период правления династии Юлиев-Клавдиев, т.е. в период с 27 г. до н. э. до 68 г. н.э.

Интересно какое имело  отношение упомянутая гильдия дионисийских художников, к императору Адриану и театру. Полный исходный текст этой надписи и его перевод на английский можно найти на страницах книги Associations in the Greco-Roman World (AGRW). Однако сама надпись в настоящее время экспонируется в лапидарии в районе римских бань в Анкаре.
Согласно надписи, адарх, председатель народного собрания Ульпий Элий Помпейан, организовал в городе праздник, заслуживший возведения памятника, и это произошло в 128 году нашей эры. Поскольку фестивали и художественные конкурсы традиционно проводились в театрах, исследователи предполагают, что мероприятие, организованное Помпеяном, должно было происходить и в театре.
Эта же надпись восхваляет Адриана как величайшего императора и нового Диониса. Во время своего правления император Адриан предоставил особые привилегии Дионисийской гильдии художников, в которую входили музыканты и актеры. Благодарные художники взамен сделали его своим покровителем, приравнивая его к богу Дионису. Известно, что этот император прошел через Анкиру в 117 году нашей эры, вскоре после того, как он был провозглашен императором после смерти Траяна в Селинусе (ныне Газипаша). Возможно, именно тогда в честь него  была воздвигнута статуя, фрагменты которой были обнаружены на территории театра.
Поскольку дата постройки театра до сих пор неизвестна, можно предположить, что это сооружение было построено в I веке нашей эры или даже раньше. На это указывает его включение в склон холма, что было обычной практикой в ​​греческих театрах. Однако вполне возможно, что театр был построен в римский период по эллинистическим образцам, как это часто делалось в Римской империи. Во время правления Адриана театр мог быть перестроен. Возможно, это было в 128 году нашей эры, когда император повторно посетил Анкиру и предоставил особые привилегии гильдии художников. Поскольку философские наклонности Адриана были широко известны, также возможно, что театр Анкары был сознательно возведен по греческим образцам.
Относительно плохое состояние театра связано с тем, что многие его архитектурные элементы были использованы при возведении крепости, возвышающейся над Анкарой. Первые обследования на территории театра были проведены только в 1982 году, а годом позже начались раскопки под руководством Главного управления культурного наследия. Музей анатолийских цивилизаций продолжал эту работу до 1986 года.
Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *