Дворец Буколеон в Стамбуле - молчаливый свидетель гибели Византии - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Дворец Буколеон в Стамбуле — молчаливый свидетель гибели Византии

Город, который сейчас называется Стамбул, когда-то был известен как Константинополь, столица некогда могущественной Восточной Римской империи или Византии. Императорам и их дворам, проживавшим в городе, требовалось подходящее жилье, размеры и отделка которых  отражали ли бы их силу и величие.

Развалины дворца Буколеон

Развалины дворца Буколеон в Стамбуле

К сожалению, от Большого Константинопольского дворца, главной императорской резиденции с 330 по 1081 год, которая служила центром государственного управления и жилищем для семей правителей, почти ничего не сохранилось. Большая часть остатков этого дворца сейчас находится под мечетью Султана Ахмеда, широко известной как Голубая мечеть, и другими зданиями османской эпохи. Однако одна часть дворцового комплекса все еще видна над землей и обращена к водам Мраморного моря. Это здание, известное как Дворец Буколеон, расположено к югу от остатков Большого дворца и к востоку от бывшей церкви Святых Сергия и Вакха. Буколеон, который сейчас частично снесен, когда-то служил престижной имперской резиденцией на берегу моря.

Это привлекательное приморское место раньше использовалось не только как императорская резиденция, но и как стратегически расположенный оборонительный пункт и удобный порт. Стоящие здесь предыдущие постройки и их жильцы были увековечены под альтернативными названиями — Дворец Ормизд и Дворец Юстиниана. Мы рассмотрим истории, стоящие за этими названиями, имея в виду, однако, что с археологической точки зрения были задокументированы только гораздо более поздние строительные работы, относящиеся к 10 веку нашей эры.

Старое название,  Дворец Ормизда, дано в честь  принца, носящего это имя, историю которого рассказал Зосим. Сам Зосим заслуживает краткого упоминания, потому что он был историком, жившим в Константинополе во время правления восточно-римского императора Анастасия I на рубеже V и VI веков. Интересно, что даже в те времена были живы последователи старой политеистической религии греков и римлян, и Зосим был одним из них. Эти взгляды были четко отражены в его главном произведении — «Новой истории» (Historia Nova), в котором он без колебаний указывал на вину и преступления христианских императоров. Он даже осудил императора Константина за отказ от традиционной политеистической религии. Однако в нашем рассказе самая важная часть его книги посвящена Ормизду, персидскому принцу из рода Сасанидов, третьему сыну короля Ормизда II и зятю короля Шапура II:

«В то время [то есть около 324 г. н.э., почти одновременно с переименованием города Византии в Константинополь] к Константину в поисках убежища в этих обстоятельствах приехал человек по имени Ормизд из королевской семьи. Однажды, отмечая свой день рождения в персидском стиле, Ормизд вошел во дворец, принеся с собой в подарок большое количество оленины «.

Затем Зосим подробно описывает заключение Ормизда в Персии и умный побег, спланированный его женой. Она протащила ему напильник с рыбой, которую доставили Ормизду в качестве еды, в то время как его стража была усыплена ​​большим количеством вина. Этим орудием он  снял кандалы со своих ног, надел мантию евнуха и прошел среди сторожей, которые к тому времени были полностью опьянены. Таким образом, Ормизд бежал в Константинополь, где «благополучно добрался до Константина, который оказал ему всю возможную доброту и уважение».

В память о жителях Константинополя Ормизд получил от императора Константина дворец на берегу Мраморного моря. Позднее эта резиденция была увековечена в названии района — en tois Hormisdou, что означает «возле домов Ормизд». Однако на этом приключения Ормизда не закончились, и он снова появляется на страницах истории более чем 30 лет спустя в хрониках Аммиана Марцеллина. Там он в роли принца Ормизда — участника неудачного персидского похода последнего языческого императора Юлиана Отступника. Возможно даже, что конечной целью Юлиана была смена правительства в Персии, и он намеревался достичь этого, заменив короля Шапура II его зятем Ормиздом.

Восточный поход императора Юлиана провалился, а сам правитель был убит. Однако род Ормизда не исчез, как еще раз подтвердил Аммиан Марцеллин:  «а затем Ормизд, зрелый молодой человек, сын царского принца с таким же именем, получил чин проконсула, который, согласно древнему обычаю, давал ему контроль над гражданскими и военными делами».

Два века спустя мы встречаем Юстиниана, будущего императора, живущего во дворце на берегу Мраморного моря. Неизвестно, жил ли он в отреставрированном дворце Ормизд или в другом здании по соседству. Таким образом, однако, этот район города был также известен как дворец Юстиниана. Однако самое известное здание в этом районе, Дворец Буколеон, получило свое название от статуй животных. Здесь был небольшой порт, вероятно, со времен Юстиниана. Это могло быть частью его резиденции, как частная гавань с мраморной лестницей, ведущей к кораблям и лодкам. В этом порту также был маяк, стоящий на оборонительных стенах со стороны моря, на восточной стороне дворца. Говорят, что это место было украшено статуей льва, атакующего быка, но опять же, когда и где именно были установлены эти скульптуры, остается загадкой. Что наиболее важно, эти статуи, скорее всего, возвышающиеся над мраморными ступенями, ведущими к швартовке императорских кораблей, дали название порту и дворцу: bous и leon по-гречески означают бык и лев. Сегодня порта больше нет.

К счастью, двух каменных львов, которые когда-то украшали фасад дворца, о чем свидетельствуют старые фотографии, все еще можно увидеть в Стамбульском археологическом музее, где они теперь расположены по обе стороны от лестницы. Их перевезли туда из первоначального места, когда Дворец Буколеон был частично снесен в 1871 году. Сегодня эти львы, наряду с мозаиками Большого дворца, являются наиболее эффектными остатками великолепия и величия резиденций византийских правителей.

Существует множество гипотез и предположений о дворце Буколеон, например, о том, что он был построен в V веке во время правления императора Феодосия II. Затем, предположительно в первой половине IX века,  император Феофил расширил дворец, добавив большой фасад поверх укреплений, обращенных к морю. Однако только строительная деятельность императора Никифора II Фоки была задокументирована археологически и исторически. Он жил во дворце Буколеон примерно с 963 по 969 год, после завершения строительства новых оборонительных стен в этом месте. Эти укрепления превратили дворец Буколеон в недоступный замок, который недовольные современники описывали как «акрополь тирана». Дворец Буколеон предоставил своим обитателям убежище от внешнего мира. Например, на верхнем этаже дворца был создан частный дворик-сад. Со стороны дворца сад был закрыт аркадой, а остальные стены были без окон, так что ничто не могло нарушить покой императора, отдыхающего в этих Висячих садах.

План административного центра Константинополя, восстановленный по работам Мюллер-Винера и Манго. Постройки Большого дворца расположены в ориентировочном месте, определенном из письменных источников. Структуры, сохранившиеся до наших дней, отмечены черным цветом.

С тех пор укрепленная часть дворца Буколеон оставалась главной резиденцией императорского двора до конца XI века. Затем династия Комнинов переехала в Большой Влахернский дворец, расположенный рядом с Феодосиевыми стенами, вдали от Большого дворца, Ипподрома и площади Святой Софии. Таким образом, Буколеонский дворец утратил статус любимой императорской резиденции. В то же время византийский двор еще больше дистанцировался от центра города и его жителей.

Хотя после 1081 года главная императорская резиденция была перенесена во Влахернский дворец, комплекс Буколеонского дворца не был полностью заброшен и еще долгое время использовался, и даже — расширен за счет других построек. Императоры проживали здесь временно, например, во время важных государственных мероприятий, таких как рождение и свадьба членов императорской семьи, коронации, триумфальные возвращения из военных кампаний и во время игр.

Кроме того, Дворец Буколеон широко использовался на собраниях национального и религиозного значения, а также на международных мероприятиях. Здесь принимали не только христиан, но и гостей из Азии, например, сельджукского султана Кылыч  Арслана II, который приехал в гости в 1161 году. Это событие было выражением его подчинения императору, так  в начале того же года он был побежден его племянником  Иоанном Контостефаном. Мир, достигнутый в ходе переговоров во дворце Буколеон, продлился до 1 января 1175 года, когда военные действия возобновились из-за территориальных споров.

Важным событием, произошедшим во дворце Буколеон, был церковный синод в 1166 году. Он был посвящен в основном обсуждению толкований следующего отрывка из Нового Завета: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. «(Иоанн 14:28). Деметрий Лампе, византийский дипломат, недавно вернувшийся с Запада, высмеял интерпретацию этого стиха, согласно которой Христос был ниже своего отца по своей человечности, но равным по своей божественности. В свою очередь император Мануил, вероятно, рассчитывая на объединение церквей, утверждал, что эта фраза имеет смысл. Его мнение победило на синоде 2 марта 1166 г., где император заручился поддержкой двух патриархов. Официальный указ был высечен в камне и помещен в соборе Святой Софии, где оставался до 1567 года. Люди, отказавшиеся подчиниться решениям синода, лишились своего имущества при конфискации или были сосланы.

Есть увлекательная история, связанная с указом императора Мануила I Комнина, который увековечил решения синода. Когда в 1959 году отреставрировали мавзолей султана Сулеймана Великолепного, оказалось, что потолок вестибюля перед входом в этот мавзолей был построен из пяти огромных мраморных плит с острова Проконнес (ныне Мармара). На этих пластинах была надпись на греческом языке, позже идентифицированная как подлинный указ императора Мануила. Оригиналы были взяты из собора Святой Софии по приказу султана Селима II, сына Сулеймана, при строительстве мавзолея его отца. Эти оригинальные плиты остались в мавзолее, но их гипсовые слепки, сделанные персоналом Стамбульского археологического музея, были установлены во внешнем нартексе собора Святой Софии на их предположительно первоначальном месте.

Копия указа императора Мануила - выставлена ​​во внешнем притворе собора Святой Софии

Копия указа императора Мануила — выставлена ​​во внешнем притворе собора Святой Софии

Копия указа императора Мануила — выставлена ​​во внешнем притворе собора Святой Софии.
В 1171 г. состоялся очередной государственный визит в Буколеонский дворец. На этот раз к императору Мануилу I Комнину прибыл Амальрик I, царь Иерусалима. Эти правители были родственниками, так как   Амальрик женился на правнучке Мануила, Марии Комнене, четырьмя годами ранее. Год спустя они заключили союз против Египта, но военная кампания не увенчалась успехом. Более того, в 1170 году Саладин, восходящая звезда мусульманских воинов, напал на Иерусалим и взял город Эйлат, отрезав Иерусалим от Красного моря. Саладин, бывший визирь Египта, был провозглашен султаном в 1171 году после смерти последнего фатимидского халифа. Повышение Саладина на эту должность стало неожиданным облегчением для Иерусалима, поскольку этот правитель был вынужден взять под контроль своих могущественных вассалов. Тем не менее в 1171 году Амальрик посетил Константинополь и отправил послов к европейским дворам с просьбой о военной помощи. Однако долгожданная помощь так и не пришла, и Амальрик умер всего три года спустя, скорее всего, от дизентерии.

Во время своего пребывания в Константинополе Амальрик  прошел стандартное посвящение почетных  иностранных гостей. Им традиционно предлагалось  посетить статуи на Ипподроме, в соборе Святой Софии и во многих других церквях и монастырях. Гостям  также показывали ценные и древние императорские памятные вещи, хранящиеся в дворцовых сводах, такие как скипетры, короны и троны первых императоров, начиная с Константина Великого. Эти регалии находились во дворце Буколеон, а святые мощи хранились в дворцовой часовне. Хотя доступ к этому месту был ограничен, посещающим христианам, таким как Амальрик, было предложено осмотреть реликвии наедине. Среди них были в основном предметы, связанные с Христом и его распятием. Все эти элементы  экскурсии по Константинополю должны были вызвать восхищение у посетителей и, возможно, даже вызвать страх перед  древней силой Византии.

Однако к концу XII века эта сила постепенно ослабевала, и на востоке появлялись новые энергичные государственные центры, такие как  империя, возглавляемая вышеупомянутым Саладином. Однако решающий удар, положивший конец эпохе, когда Византия играла роль могущественной империи, пришел с другого направления — с запада, когда венецианские корабли доставили рыцарей Четвертого крестового похода в Константинополь. Дворец Буколеон также был безмолвным свидетелем трагических событий этой злополучной военной кампании.

Прежде чем мы перейдем к роковому 1204 году, необходимо обязательно познакомиться с императором Исааком II Ангелом, который восседал на императорском троне в 1185 году. После десяти лет правления он был свергнут своим старшим братом Алексеем III Ангелом, который воспользовался возмущением, вызванным последовательными поражениями Исаака II в войне с Болгарией. Во время отсутствия Исаака в лагере  Алексий провозгласил себя императором и получил поддержку армии. Затем Исаак был ослеплен  — традиционная византийская мера по  предотвращения проблем,  чтобы воспрепятствовать его возвращению на престол. Исаак был заключен в тюрьму на восемь лет и, по крайней мере, часть этого времени провел в темницах дворца Буколеон.

Когда Четвертый крестовый поход достиг  Константинополя и Алексей III бежал из города, Исаак II был  выпущен из тюрьмы и вновь взошел на трон. Однако годы заключения ослабили и его тело, и разум, поэтому именно его сын Алексий IV считался настоящим монархом. И отец, и сын продержались на престоле недолго, обремененные финансовыми обещаниями, данными крестоносцам. В конце января 1204 года влиятельный придворный чиновник Алексей V Дука воспользовался беспорядками в столице, заключил Алексея  IV в тюрьму и вступил на престол как император Алексий V. В то же время Исаак II умер, официально от глубокого потрясения, а его сын Алексий IV был по традициям того времени задушен.

Смерть Алексея  IV стала последней каплей, наполнившей чашу терпения крестоносцев. Вскоре началась осада Константинополя, закончившаяся штурмом города в апреле 1204 года. Дворец Буколеон был тогда занят графом Монферратским, который быстро оккупировал весь город. Эта стратегия защищала священные реликвии, благополучно перешедшие во владение новоиспеченного латинского императора Болдуина I. К сожалению, в последующие десятилетия латинской оккупации они были рассеяны по Западной Европе. Некоторые из них были вручены в качестве подарков различным монархам, но многие были просто проданы в попытке залатать финансовые дыры Латинской империи, хронически обремененной долгами.

Прибытие Бонифация I во дворец Буколеона было описано Готфридом фон Виллехардуином, рыцарем и историком, участвовавшим в Четвертом крестовом походе. Он наиболее известен своим свидетельством очевидца «De la Conquête de Constantinople» (О завоевании Константинополя), в котором он написал:
«[Бонифаций] ехал вдоль берега к дворцу Буколеон, и когда он добрался туда, все, кто был там, сдались ему при условии, что они останутся живы. В Буколеоне было большое количество женщин знатного происхождения, бежавших во дворец, Агнес, сестра короля Франции, которая была императрицей, и Мария [Маргарет], сестра короля Венгрии, которая также была императрицей, и многие другие женщины. Я не могу говорить о сокровищах, найденных во дворце, потому что их было так много, что нет слов, чтобы описать их, и никто не мог их сосчитать».

Среди пленников, взятых Бонифацием, была Маргарита Венгерская, дочь короля Белы III и недавняя вдова несчастного императора Исаака II Ангела. Бонифаций был одним из двух претендентов на звание императора, но проиграл Болдуину IX, графу Фландрии. В качестве компенсации ему были предоставлены территории на азиатской стороне Босфора, а также на Пелопоннесе. Другой формой компенсации был брак с Маргаритой, состоявшийся позже в том же году. У пары даже был сын Деметрий, ставший королем Салоников.

Во времена Латинской империи, с 1204 по 1261 год, дворец Буколеон продолжал служить резиденцией, поскольку католические императоры Западной Европы предпочитали его расположение на берегу моря. Однако после того, как город был возвращен Михаилом VIII Палеологом, это здание вместе со всем комплексом Большого дворца постепенно было оставлено в пользу Влахернского дворца. Поэтому, когда османский султан Мехмет II завоевал Константинополь в 1453 году,  дворец уже представлял собой  жалкие заброшенные руины.

Буколеон в 1853-1854 годах

Буколеон в 1853-1854 годах

В течение последующих столетий различные части Большого дворца были снесены, перестроены и постепенно ушли в небытие. Буколеонский дворец просуществовал намного дольше других построек комплекса. Последние десятилетия его существования как великого памятника прошлого были задокументированы европейскими путешественниками. Эжен Фланден, французский востоковед и художник, путешествовал в Персию с архитектором Паскалем Косте в 1839-41 годах. На одном из многочисленных рисунков, которые он сделал, были изображены морские стены Константинополя с красивым фасадом дворца Буколеон наверху.

Другой французский исследователь, Пьер Тремо, приехал в Константинополь во время фотографического путешествия, которое он совершил в 1853–1854 годах в Ливию, Египет, Малую Азию, Тунис, Сирию и Грецию. Он также сфотографировал Дворец Буколеон.

Иллюстрация к книге "Константинополь во время Крымской войны"

Иллюстрация к книге «Константинополь во время Крымской войны»

Путешественница Мэри Аделаида Уокер,  брат которой служил британским капелланом в Константинополе в 1850-х годах,  приехала в город вскоре после Крымской войны, около 1856 года. Там она познакомилась с леди Хорнби, известной автором  летописи «Константинополь во время Крымской войны», и проиллюстрировала ее работу. На одной ее литографии видны  архитектурные фрагменты дворца Буколеон. В этот период здание выглядело  гораздо хуже, чем 20 лет назад. В то время как фотография Пьера Тремо показывает неповрежденный верхний уровень, литографии Уокера показывают дерево, растущее на вершине здания.

фотография дворца Буколеон, сделанная Гиллом Берггреном

Фотография дворца Буколеон, сделанная Гиллом Берггреном

Еще одним ценным источником информации о состоянии дворца Буколеон была фотография, сделанная Гиллом Берггреном, яркой и очаровательной фигурой. Этот шведский фотограф покинул родину в 1855 году, а через одиннадцать лет поселился в Константинополе, где открыл фотостудию на Гранд-Рю-де-ла-Пера. К счастью, он не только делал студийные портреты сановников и путешественников в османских костюмах, но и фотографировал уличные сцены и архитектуру Константинополя. Среди этих уличных фотографий есть еще одна, на которой запечатлен разрушенный дворец Буколеон.

По иронии судьбы,  не разграбление латинскими рыцарями или турецкое завоевание, а приход современности почти полностью разрушило дворец Буколеон. В 1873 году остатки западного фасада были снесены, чтобы освободить место для железной дороги до станции Сиркеджи. Позже несколько пожаров и дальнейшие строительные работы почти полностью уничтожили дворец. В 1959 году мелководье Мраморного моря возле крепостных стен было засыпано, чтобы создать  место для широкой дороги, известной как авеню Кеннеди.

Сегодня сохранилась восточная часть дворцового фасада со сводчатым потолком, с тремя входами, обрамленными мрамором. Также под руинами находится трапециевидная цистерна с шестью колоннами в ионическом порядке. В 2018 году власти Стамбула объявили о планах реконструкции дворца с целью превратить его в археологический парк, но они пока не реализованы.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *