Мечети Соколлу Мехмед-паша - память о боснийском мальчике, ставшим Великим визирем - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Мечети Соколлу Мехмед-паша — память о боснийском мальчике, ставшим Великим визирем

В Стамбуле есть две одноименные мечети — Соколлу Мехмед-паша. Эта статья  посвящена зданию, расположенному в районе Кадырга района Фатих. Вторая мечеть находится в Бейоглу, на другой стороне Золотого Рога. Кем был тот человек, который заслужит, чтобы его именем была названа не одна, а две мечети, построенные в городе, бывшем когда-то  столицей огромной Османской империи? Был ли он членом правящей семьи? Как он взошел на самую высокую ступень правителей империи?

Мечеть Соколлу Мехмед-паша

Мечеть Соколлу Мехмед-паша

Его история началась в начале 16 века,  в глухом селе на Балканах, в Боснии, тогда контролируемой турками.  Путь будущего великого визиря, Соколлу Мехмед-паши от сельского мальчика  до самой вершины пролегал через особую систему набора, введенную в Османской империи. Она называлась devşirme, что на турецком означает сбор или вербовка. Однако в некоторых странах употреблялся термин «кровная дань», отражающий  чувства родителей, сыновей которых забрали из домов и включили в ряды янычар. Система девширме не полагалась на  военнопленных, но функционировала как налоговая система, налагаемая на христианских подданных османских султанов. Первоначально система девширме была ограничена балканскими провинциями империи, но со временем она распространилась и в Анатолии.

Неоднозначность восприятия devşirme — это то, о чем следует помнить, рассуждая о судьбе принудительных призывников. Удивительная карьера таких выдающихся личностей, как главный придворный архитектор Мимар Синан и Соколлу Мехмед-паша, дала многим ученым повод критиковать историков, которые нападали на devşirme как на варварский акт насильственного отъема детей из христианских семей на службу султанам. Несмотря на блестящую карьеру избранных личностей, их замечательные достижения не отменяют того факта, что devşirme считалась одним из самых ужасных аспектов турецкого угнетения.
Оно нашло отражение в балканском фольклоре и литературе. Отнятые у родителей  дети  вывозились  из этнической, религиозной и культурной среды, доставлялись во  двор Османов и насильно обращены в ислам. Как сказал Чандарлы Халиль-паша Старший, первый великий визирь во время правления султана Мурада I. «Побежденные — рабы завоевателей, им принадлежат их имущество, женщины и дети как законная собственность».

С другой стороны, институт devşirme действительно открывал большие перспективы для талантливых детей бедных балканских крестьян. Следовательно, это были ворота к жизни, прожитой в гораздо более комфортных условиях, чем могли предложить их родные деревни. Хотя новобранцы девширме были технически рабами, они имели большое значение для султанов, поскольку были обязаны им своей абсолютной лояльностью. Это было связано с длительным процессом их образования, превратившим их в высококвалифицированных профессионалов, обслуживающих четыре султанских учреждения: двор, ученых, духовенство и армию. Самые выдающиеся ученики дворцовой школы могли претендовать даже на высшую должность, доступную для османских подданных, а именно на пост великого визиря. Члены этой элиты также часто женились на дочерях османских правителей, накопили большое состояние и передали его своим наследникам.

Соколлу Мехмед-паша, достигший самых высоких постов в Османской империи, также был  девширме. Он родился в Османской Боснии в православной христианской семье. Как и другие мальчики, завербованные системой девширме, он был насильно обращен в ислам и  воспитывался в этом духе. Он поднялся по лестнице административной системы Османской империи, последовательно занимая должности командующего гвардией, верховного адмирала флота, генерал-губернатора Румелии, третьего визиря, второго визиря и великого визиря. Столь головокружительная карьера бывшего мальчика-христианина до самого высокого ранга, которая часто была недоступна членам семьи султана, не была исключением. Напротив, из 39 великих визирей, правивших с 1453 по 1591 год, только один определенно был турком, и по крайней мере 15 добились успеха через devşirme.

Соколлу Мехмед-паша также был связан с правящей османской династией. Он женился на Исмихан Султан, дочери султана Селима II и его любимой жены Нурбану, т.е.  на внучке Сулеймана Великолепного и его любимой жены Хюррем Султан.

Мавзолей Соколлу Мехмед-паши

Мавзолей Соколлу Мехмед-паши

Карьера Соколлу охватила период с 1543 по 1579 год под властью трех султанов: Сулеймана Великолепного, Селима II и Мурада II, идя параллельно с карьерой архитектора Мимара Синана. Последние 14 лет своей жизни Соколлу был фактическим правителем Османской империи. Его деятельность внезапно закончилась, когда он был убит при очень загадочных обстоятельствах. Он похоронен в мавзолее, построенном для него Мимаром Синаном.

Удивительно, но наиболее частым клиентом Синана был не султан Сулейман, которому приписывают заказы на 27 зданий, построенных Синаном, а именно Соколлу Мехмед-паша. Этот сановник заказал у главного архитектора целых 32 здания. Соколлу Мехмед-паша был очень щедрым спонсором многочисленных зданий в Стамбуле и во всей Османской империи, от Балкан на западе до самых святых городов ислама — Мекки и Медины на востоке. Его самый известный вклад в архитектуру  родной Боснии — мост в городе Вишеград, также построенный Синаном. История этого великолепного сооружения, прекрасно описана в романе «Мост на Дрине», написанном нобелевским лауреатом Иво Андричем.

Комплекс мечети Соколлу Мехмед-паша был спроектирован главным архитектором империи Мимаром Синаном совместно с великим визирем и его женой Исмихан Султан. Хотя Исмихан Султан и ее муж финансировали строительство мечети совместно, на надписи  указано только имя Соколлу Мехмед-паша. Согласно той же надписи над северным входом во двор, мечеть была построена в 979 году по исламскому календарю (1571/72 г. н.э.). В состав комплекса входили непосредственно мечеть, медресе, домик дервишей (текке), туалеты и водохранилище с уличным фонтаном. В надписи также поясняется, что на месте возведения комплекса когда-то находилась церковь Святой Анастасии, которая разрушилась еще до постройки мечети.

Комплекс мечети Соколлу Мехмед-паша — один из самых виртуозных проектов Синана, поскольку он был построен в сложном для строительства месте на крутом склоне. Местность имеет уклон к Мраморному морю, поэтому северо-восточная часть района самая высокая, а юго-западная — самая низкая. Здания медресе, мечети и домика дервишей расположены одно за другим вдоль юго-западной оси комплекса. Главные входы находятся на северо-западной, юго-западной и северо-восточной стене. Они ведут во двор медресе через ряд коридоров.

Более того, архитектор должен был вписать комплекс в существующую городскую ткань пестрой османской столицы. Синан применил новаторское решение и разместил перед мечетью двухэтажный двор. Нижний уровень был разделен на меньшие пространства, которые открывались наружу и служили магазинами. Арендная плата за эти магазины должна была поддержать содержание комплекса. Верхний ярус представляет собой открытый двор с колоннадой. В центре этого двора находится фонтан для омовения с двенадцатью колоннами, поддерживающими купол в форме луковицы. Пространства между колоннами с трех сторон двора были замурованы. Таким образом, было создано шестнадцать небольших комнат, перекрытых куполами. В каждом есть небольшое окно, камин и кладовая. Это были комнаты, в которых проживали ученики духовного училища, то есть медресе. В центре северо-западного портика, напротив входа в мечеть, находится одна большая комната, которая служила лекционным залом медресе (или дерсхане).

Четвертая сторона двора — портик мечети, выше остальных трех портиков. Колонны, поддерживающие свод, делят его на семь секций, каждая из которых перекрыта куполом. В центральной части портика находятся большие ворота, через которые можно попасть в зал для молитв. Это пространство примерно 15 на 19 метров. Его план представляет собой шестиугольник, вписанный в прямоугольник, а завершает сооружение купол с четырьмя небольшими полукуполами по углам. Купол имеет диаметр 13 метров и возвышается над полом почти в 23 метрах. Нагрузка от купола передается на шесть колоссальных столбов, называемых слоновьими ногами.

Внутри мечети Соколлу Мехмед-паши

Убранство мечети Соколлу Мехмед-паши

Мастерство Мимара Синана проявляется в архитектурных решениях, которые значительно улучшили акустику и освещение мечети. Молельную комнату освещают 98 оконных проемов, 18 из которых пробиты барабаном купола. Витражи создают красочную и волшебную атмосферу. Мечеть красиво оформлена, и внимание посетителей сразу привлекает изящная плитка из Изника в оттенках синего, красного и зеленого. Узоры из нее простираются довольно высоко —  на контрфорсы купола. На плитке преобладают цветочные и геометрические мотивы, а также многочисленные надписи белыми буквами на синем фоне.

Внутренние колонны мечети вырезаны из разноцветного мрамора. Некоторые стены мечети раньше  были покрыты красивой росписью. К сожалению, большинство из них было удалено во время ремонтных работ. Некоторые оригинальные фрагменты сохранились под потолками боковых галерей, над вестибюлем северного входа и на опорах, поддерживающих балкон над входом.

Домик дервишей находится на противоположной стороне мечети от медресе и имеет собственный двор. Текке представляет собой сооружение размером примерно 12 на 7 метров, покрытое одним куполом. Он стоит в центре двора и окружен комнатами с западной и восточной сторон. В восточном ряду два этажа, в западном — только один.

Одним из интересных сюрпризов мечети Соколлу Мехмед-паша является то, что в ней находятся четыре части так называемого Хаджар (Hacer’ul Esved) или Черный камень из храма Аль-Каба. Что делает эти маленькие кусочки черного камня такими особенными? Говорят, что это фрагменты Черного камня — скалы, встроенной в восточный угол Аль-Кабы, древнего здания в центре Большой мечети в Мекке, Саудовская Аравия. Этот объект почитается мусульманами как реликвия, которая, согласно исламской традиции, восходит к временам Адама и Евы.

Эта традиция объясняет, что он упал с неба как руководство для Адама и Евы при строительстве жертвенника. Намного позже он был встроен в стену Аль-Каба в целости и сохранности пророком Мухаммедом. Из-за веры в то, что скала имеет небесное происхождение, некоторые люди считают, что это каменный метеорит. Другие теории говорят, что это может быть базальтовый камень, агат или кусок натурального стекла. Однако, поскольку Черный камень никогда не анализировался современными научными методами, его происхождение остается лишь предметом спекуляций.

На протяжении веков Черный Камень претерпел множество осквернений и разрушений. Есть много историй о том, как его разбили на куски, затем склеили, украли с целью выкупа, снова разбили. Как именно некоторые из его фрагментов оказались в Стамбуле, остается загадкой. Более того, даже подлинность этих крошечных фрагментов остается неясной.

Кусок Черного камня над главной дверью

Кусок Черного камня над главной дверью в мечети Соколлу Мехмед-паши

В мечети Соколлу один кусок Черного камня находится над главной дверью, где он встроен в декоративную золотую окантовку. Остальные осколки находятся в михрабе, также с золотым контуром, на платформе мимбара и на арке возле лестницы, ведущей к мимбару. По мнению многих путешественников, именно эти драгоценные фрагменты из Мекки являются причиной того, что фотографировать интерьер мечети часто бывает сложно. Вместо того чтобы делать собственные фотографии, смотрители мечети рекомендуют посетителям приобрести готовый набор.

То, что в мечети Соколлу Мехмед-паши целых четыре фрагмента Черного камня, делает это здание необычным. Правда, в самом Стамбуле есть еще два места, которые могут похвастаться такими реликвиями. Один кусок (предполагаемого) Черного камня можно найти в знаменитой мечети Султана Ахмеда,  известной также как Голубая мечеть. Он украшает нишу михраба, в которой несколько темных камней, но особенный — в золотой оправе. Другой кусок Черного камня был помещен на фасаде мавзолея султана Сулеймана Великолепного, на вершине арки, расположенной прямо над входом.

Наконец, один фрагмент Черного камня можно увидеть в старой столице Османской империи — Эдирне (Адрианополь). Этот осколок находится в Старой мечети (Eski Cami), что отличает это здание от других мечетей города. Этот маленький черный камень известен как Рукн-у Йемани и его можно найти на стене окна рядом с мимбаром. Считается, что на его месте, называемом Долиной Небес, исполняются желания и   молитвы.

Однако тот факт, что в мечети Соколлу Мехмед-паши находится целых четыре части Черного камня, означает, что человек, спонсировавший комплекс, был особенным. Ведь даже у султана Сулеймана Великолепного была всего одна такая вещь. В этом контексте не имеет значения, были ли эти маленькие камни действительно привезены из Мекки и имеют ли они земное или космическое происхождение. Что действительно важно, так это могущественное положение Соколлу Мехмета, мальчика с Балкан, который стал самым влиятельным человеком в Османской империи.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *