Нераскрытая тайна горы Немрут в Восточной Анатолии - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Нераскрытая тайна горы Немрут в Восточной Анатолии

Монументальное место упокоения Антиоха I, короля Коммагены, на горе Немрут, является одним из самых интересных древних мест в Турции. Хотя эта страна богата великолепными памятниками старины, гора Немрут, безусловно, заслуживает места в десятке лучших исторических хитов Малой Азии, тем более что иеротезия  (святилище) Антиоха — явление мирового масштаба. В то же время это археологический памятник, который до сих пор сохраняет множество тайн.

Пантеон богов на горе Немрут

Пантеон богов на горе Немрут

Пока не удалось с уверенностью установить, что скрывает искусственная насыпь на вершине горы. Кроме того, любители астрономии могут попытаться разгадать тайну знаменитого «львиного гороскопа», помещенного на одном из барельефов, украшающих гору. Наконец, огромные скульптуры на горе Немрут — прекрасная иллюстрация религиозного синкретизма и попытки ввести новый государственный культ, сочетающий в себе греческое, персидское и армянское влияние.

Исторический очерк

Маленькое Коммагенское царство было расположено в углу Малой Азии, очерченном с одной стороны истоком реки Евфрат, а с другой — горами Анти-Тавр. Несмотря на свои скромные размеры, Коммагена играла важную роль в качестве буфера между империей Селевкидов на западе и государствами на востоке во время римской экспансии на восток в эллинистические государства. Антиох I Теос, правление 70-38 г. до н. Э. (или 69-36 г. до н.э. в зависимости от источника),  был самым могущественным из правителей Коммагены, которая  более 30 лет сталкивались с политическими проблемами этого неспокойного периода. Будучи сыном Митридата I Каллиника из династии Оронтидов и Лаодики Тей Филадельф, дочери царя империи Селевкидов, Антиох имел двух выдающихся предков, живших как в Иране, так и в Греции. Это смешанное происхождение нашло отражение в его политике поддержания баланса между Востоком и Западом, а также в канонах установленной им религии. Погребальный памятник Антиоха на горе Немрут — самой высокой горной вершине в Коммагенском царстве — является чрезвычайно ярким свидетельством мании величия этого правителя, считавшего себя равным богам. Чтобы продемонстрировать это, он приказал построить на вершине горы искусственную вершину из щебня высотой 50 метров. У подножия этой вершины установлены девятиметровые статуи, изображающие его самого  в окружении богов.

Археологические работы

Существование остатков древнего памятника на горе Немрут давно не секрет. В 1881 году немецкий инженер, прокладывающий дороги  через Османскую империю, Карл Сестер, сообщил о необычных сооружениях на Немруте. Естественно, что на вершину горы он попал не случайно, а благодаря рассказам местных жителей. Сестер планировал проложить маршрут через восточную Анатолию, опираясь на древние пути сообщений. Помогавшие ему жители окрестных поселений не смогли указать прежде существовавшие дороги, но были счастливы сообщить о необычайно величественных статуях на горе Немрут. Подстрекаемый больше любопытством, чем реальной идеей проложить путь через эту горную вершину, Сестер поднялся на гору в сопровождении курда по имени Бако и своими глазами увидел монументальные скульптуры.

Визуализация пантеона на горе Немрут

Визуализация пантеона на горе Немрут

Вскоре после этого на гору Немрут отправились первые научные экспедиции — в 1882 году Немецкий археологический институт отправил Отто Пухштейна, археолога, с миссией в Египет  и  посещением горы Немрут вместе с Сестер. Год спустя Пухштейн вернулся на гору с Карлом Хуманном. В том же году  прибыла в Немрут первая турецкая исследовательская миссия под руководством археолога Османа Хамди Бея и скульптора Осгана Эффенди. Как бы странно это ни звучало, большая часть наших знаний об мавзолее на горе Немрут пришла из того периода исследований. Именно Сестер и Пухштейн в 1882 году обнаружили очень длинную надпись, сообщавшую на греческом языке назначение памятника и намерения Антиоха.

Немецкие и османские исследователи подробно описали все находки с горы Немрут и перевели надпись. Результаты этих первых исследований стали доступны общественности уже в 1890 году, когда в Берлине появилась обширная публикация о горе Немрут, написанная Хуманном и Пухштейном. С другой стороны, турецкие исследователи опубликовали результаты своей работы в книге «Le Tumulus de Nemroud Dagh», изданной на французском языке в 1883 году. Однако это исследование не затрагивало раскопок. У археологов  не было технических средств для удаления толстого слоя грунта, который сошел с вершины кургана и погреб под собой  фрагменты монументальных статуй.

Несмотря на сенсационное открытие, горе Немрут пришлось ждать более полувека, чтобы снова привлечь исследователей. В 1939 году Фридрих Карл Дёрнер, автор докторской диссертации о Коммагенском царстве, достиг восточной Анатолии и начал систематическое изучение горы. После перерыва, вызванного началом Второй мировой войны, Дёрнер вернулся на гору Немрут и занялся не только  раскрытием ее секретов, но и других археологических памятников времен  Коммагенского царства. Мы обязаны Дёрнеру исследованием кургана Каракуш и обнаружением в нем скрытой погребальной камерой, определением  летних столиц Коммагены — Арсамеи на Нимфаосе и второй  Арсамеи на Евфрате.

Однако в то время как Фридрих Карл Дёрнер часто упоминается как исследователь, посвятивший большую часть своей жизни изучению горы Немрут, Тереза ​​Гоэлл, посвятившая Немруту буквально всю жизнь, в этом контексте упоминается относительно редко. Ее биография полна невероятных событий и жертв которые она принесла, чтобы вырвать свои секреты из горы Немрут. Получившая прозвище «Царица горы», Гоэлл прибыла на гору Немрут будучи сорокалетняя разведенная женщина, вступившая в мир ближневосточной археологии, где доминируют мужчины. По словам Гоэлл, Немруту уделялось недостаточно внимания исследователей из-за специфических исторических и географических условий: гора была «слишком восточной» для классических археологов, изучающих древнегреческую и римскую цивилизации, и в то же время «слишком классической» для востоковедов. Гоэлл провела остаток своей жизни, исследуя гору Немрут, движимая желанием открыть погребальную камеру короля Антиоха.

Таким образом, в 1950-х годах две группы исследователей — во главе с Дёрнером и Гоэлл — одновременно исследовали  окрестности вокруг горы Немрут. В соответствии с соглашением, Гоэлл руководил работой на вершине Немрут, используя помощь Дёрнера в качестве эксперта по эпиграфике, то есть чтению наскальных надписей. Дёрнер, напротив, проводил раскопки у подножия горы в Арсамеа с Гоэлл в качестве помощницы.

В этой комбинации  Дёрнер и Гоэлл непрерывно сотрудничали с 1953 по 1956 год, а после небольшого перерыва — в последний раз в 1958 году. Первой целью Гоэлл было обнаружить террасы на горе Немрут из-под завалов таким образом, чтобы сделать возможным пространственную организацию скульптур вокруг кургана. Со временем ее работа все больше и больше сосредотачивалась на попытках найти гробницу Антиоха, упомянутую в надписи, которая была открыта в 1882 году.   Однако Гоэлл буквально заглянула под все валуны и камни на горе Немрут в поисках гробницы. Более того, она пробила тоннели в самом кургане, и по сей день за статуями на обеих главных террасах можно увидеть следы взрывов динамита. Все эти усилия не увенчались успехом — местонахождение гробницы царя Антиоха остается загадкой. Более того, современные исследователи, такие как Том Утехт, склонны утверждать, что эта гробница находится вовсе не внутри кургана, а под ним или вообще где-то поблизости. Принимая во внимание неоднозначность расположения мавзолея царя Митридата в Арсамее и тот факт, что  предполагаемая гробница в кургане Каракуш оказалась пустой, можно допустить, что возведение монументальных гробниц правителями Коммагена было специальной мерой, чтобы отвлечь потенциальных кладбищенских воров или разгневанных демонов от их фактического места захоронения.

Но вернемся к Терезе Гоэлл и результатам ее усилий. 1973 год был последним, когда она вела полевые работы на Немруте. В то время она руководила реставрацией алтаря на Восточной террасе и реконструкцией двух рядов ступеней, ведущих к колоссальным тронам на этой террасе. Хотя она посвятила горе Немрут больше времени, чем любой другой исследователь, она не оставила после себя результатов своих исследований, собранных в виде монографии. При ее жизни появлялись только короткие отчеты и научно-популярные статьи. Первоначально это объяснялось отсутствием прогресса со стороны Дёрнера, который занимался надписями Немрут,  но не смог завершить монографию. В свою очередь Гоэлл из-за своего состояния здоровья в 1983 году  попросила Дональда Сандерса составить компиляцию ее трудов. Тем не менее, она не увидела окончательный результат, так как  она умерла в 1985 году, а Сандерсу понадобилось 13 лет напряженной работы, чтобы разбросанные записки стали опубликованы в 1996 году в двухтомном труде «Nemrud Daı: The Hierothesion of Antiochus I Commagene».

Фото пантеона, сделанное Фридрихом Дёрнером

Фото пантеона, сделанное Фридрихом Дёрнером

Тем временем Фридрих Дёрнер ушел на пенсию в 1976 году, но продолжал прилагать усилия для сохранения памятников на горе Немрут. 1984 год стал последним, когда он активно участвовал в работах. Годом ранее он начал реставрационные работы, которые он намеревался продолжить в течение следующих пяти лет, но плохое состояние здоровья заставило его отказаться от этих планов. Работа его жизни, посвященная этой горе,  «Der Thron der Götter auf dem Nemrud Dağ», была опубликована в 1987 году, за пять лет до смерти автора. Работа Дёрнера продолжалась с 1987 по 1989 год его учеником Сенсером Шахином в сотрудничестве с немецкими учеными из Технологического университета Аахена. Их усилия были сосредоточены на геофизических исследованиях, чтобы помочь найти могилу Антиоха. В то же время велись работы по реконструкции Немрута. В 1989 году работа была приостановлена из-за отсутствия финансирования, хотя Шахин продолжал свои исследования и публиковал статьи о Немруте до 1998 года.

В 1987 году гора Немрут была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Причиной этого были, прежде всего, уникальные художественные произведения, созданные во время правления царя Антиоха и превратившие природный горный пейзаж в монументальный архитектурный комплекс. Более того, святилище на горе Немрут является замечательным свидетельством достижений Коммагенского царства и стремления местной династии сохранить независимость от восточных и западных держав. Кроме того, наряду с археологическими памятниками Каракуш и Арсамейя, Немрут является прекрасной иллюстрацией синкретического пантеона, сочетающего религиозные влияния и искусство Греции, Персии и самой Анатолии.

Новый интересный эпизод в истории исследований горы Немрут начался в 2001 году, когда группа археологов, связанных с Амстердамским университетом, получила разрешение на проведение исследований. Это результат длительной кампании, проводимой Международным фондом Немрута, созданным в 1998 году для защиты памятника и проведения его реконструкции. Фонд получил поддержку Всемирного фонда памятников — некоммерческой организации, деятельность которой направлена ​​на защиту всемирной исторической архитектуры и культурного наследия. В 2000 году гора Немрут была включена этой организацией в список 100 наиболее находящихся под угрозой исчезновения объектов культурного наследия в мире. В результате этого сотрудничества турецкие власти согласились провести исследования на Немруте, и в июле 2001 года группа под руководством Германа Бриджера и Маурика Крийнса начала полевые работы.

Первоначально эти работы были сосредоточены на проведении самого тщательного документирования положения дел в Немруте. Эта документация должна была лечь в основу дальнейших работ по реконструкции и обновлению. В рамках работы голландских исследователей рядом с Северной террасой были построены лаборатории по реконструкции. Однако после многообещающего старта, описанного в The Nemrud Dağ Project: first interim report, WMF вышла из проекта, а после сезона 2003 года министерство культуры и туризма Турции отозвало разрешение голландских ученых на продолжение их исследований. Это решение было мотивировано необходимостью «более целостного подхода к горе Немрут». Самой серьезной претензией к команде Бриджера и Крийнса было  произвольное перемещение ими голов статуй на Восточную террасу, где они находились с момента их открытия в 19 веке. Кроме того, на этой террасе исследователи разобрали, а затем перестроили статую Антиоха. Однако конечная цель, полная реконструкция гигантских статуй на обеих главных террасах, не была достигнута.

Последний раунд археологических и консервационных работ на горе Немрут начался в 2006 году, когда Ближневосточный технический университет (METU) в Анкаре подготовил обширный план исследований, охватывающий не только саму Немрут, но и ее ближайшие окрестности, то есть парк Национальные горы Немрута. Профессор Нериман Шахин Гучан стал координатором всего проекта под названием Commagene Nemrut Conservation Development Program (CNCDP). К сотрудничеству в его реализации были приглашены многие известные деятели науки, в том числе доктор Дональд Сандерс — автор компиляции работ Терезы Гоэлл, профессор Сенсер Шахин — руководитель работы над Немрутом в 1980-х годах и семья Терезы Гоэлл. За последними достижениями и результатами этого проекта можно следить на  официальном сайте проекта.

Святилище царя Антиоха —  искусственно построенная насыпь из гравия на вершине горы Немрут. Его высота составляет около 50 метров, а диаметр — 150 метров. Святилище окружают три террасы — восточная, северная и западная. Северная терраса — наименее впечатляющая и, вероятно, так и не была завершена. Восточная и западная террасы были украшены монументальными скульптурами времен Антиоха, почти идентичными на обеих сторонах. Основную группу статуй составляли фигуры пяти божеств, представляющих пантеон религиозного культа,  установленного Антиохом. Эти фигуры охраняли статуи льва и орла, стоящие по бокам. Завершают композицию плиты из известняка, украшенные барельефами, изображающими рукопожатие (или дексиоз), которым царь обменивался с различными божествами. Кроме того, на одной из табличек был изображен силуэт льва в сопровождении небесных тел — так называемый «львиный гороскоп». Памятник дополнен двумя сериями портретов предков Антиоха, как с греческой, так и с персидской и армянской сторон, которые, однако, остались незаконченными. На восточной террасе есть дополнительный каменный алтарь, также известный как ступенчатая пирамида, наличие которого предполагает, что в этом месте проводились важные религиозные ритуалы.

На задней стороне престолов, на которых сидели статуи, Антиох приказал вырезать надпись с подробной информацией о юридических и исторических аспектах создания иеротезии на горе Немрут и об учреждении нового религиозного культа. Эта надпись находится как на Восточной, так и на Западной террасе и, за исключением незначительных опечаток, имеет одинаковую формулировку. Чтобы получить общее представление о тоне и послании надписи Антиоха, просто прочтите следующий пример: «Кто осмелится опровергнуть, нарушить или обманом неверно истолковать законный смысл этого предписания или героического поклонения, ниспосланного бессмертным судом, пусть навлечет на себя безжалостный гнев демонов и богов на  себя и на своих  потомков, в виде всевозможных наказаний». [Собственный перевод редакции портала]

Благодаря прочтению всего текста становится известно, что мавзолей был построен, когда король еще наслаждался «многолетней жизнью». Надпись  также содержит указание, что новый культ следует праздновать во всем царстве, а особенно на горе Немрут. Текст надписи также содержит инструкции о том, когда отмечать праздники в честь богов, включая самого Антиоха. Специально обозначенные дни — это день рождения «тела царя» и его коронация. Антиох посвятил эти два дня откровениям демонов (даймонов), которые руководили им во время его успешного правления над царством. Здесь стоит отметить, что в древности понятие «демон» было амбивалентным и определяло как положительные, так и отрицательные сверхчеловеческие существа — в этом понимании демоны часто выступали в качестве духов-хранителей, на что и ссылается Антиох.

Какие сверхъестественные существа имел в виду Антиох? Их изображали  монументальные статуи на горе Немрут. Если смотреть на группу сидящих фигур слева направо, то ими  были: сам Антиох, богиня Коммагены, Зевс-Оросмасд-Ахура Мазда, Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес и Артагнес-Бахрам-Геракл-Арес. Сложное наименование  этих божеств проистекает из синкретического характера религии, продвигаемой Антиохом, сочетающей элементы зороастризма и классического греческого пантеона. Фигура богини Коммагены, олицетворяющей плодородные земли этой земли, вызывает наибольшие проблемы у исследователей.

Посетив гору Немрут, вы можете увидеть таблички, которые отождествляют этого персонажа с богиней Тихе — олицетворением случая, удачи и несчастья. Однако последние публикации о горе Немрут имеют тенденцию идентифицировать фигуру Коммагены Атаргатис, главной богини северной Сирии, которую римляне называли Деа Сирия и отождествляли с Юноной Доличе — восточным вариантом супруги Юпитера. Ее прозвище — Доличена — свидетельствует о прочной связи с  Коммагенского царства, одним из главных городов которого был Доличе.

Теперь давайте поближе познакомимся с Восточной террасой и попробуем воссоздать ее первоначальный вид, используя воображение и информацию, предоставленную археологами. Важнейшим элементом всей системы были монументальные фигуры божеств, восседающих на тронах. Фоном для их ряда, помещенного на высеченном в скале подиуме, служил курган из гравия. Пять центральных фигур представляли описанных выше божеств. По обе стороны от трибуны стояли пары животных — лев и орел, занимавшие общий постамент. В настоящее время южная пара животных полностью рухнула и скатилась к подножию трибуны, а от северной пары на своем месте сохранился только фрагмент орла. Орлы изображались схематично, упрощенно, без оперения.  Львы же были вырублены в сидячем положении с загнутыми хвостами.

Статуи божеств изображались сидящими на огромных тронах, опирающимися ногами на подножки между ножками престолов. Самая большая центральная статуя  Зевса  была немного впереди. Стоит обратить внимание на контраст между относительно грубым исполнением тел статуй и точностью и старанием, присущими их головам. Фигуры божеств состоят из горизонтально расположенных слоев известняковых блоков, которые, если смотреть снизу, состоят из: подножек, ступней и ног до края туники, ног до колен, живота и предплечий, груди, плеч и шеи, головы и, наконец, головного убора. Нижние пять слоев все еще на месте. Интересно, что информация, предоставленная Терезой Гоэлл, показывает, что статуя богини Коммагены практически полностью сохранилась до 1960-х годов, за исключением головного убора, который лежал ниже. По словам этого исследователя, богиня потеряла голову в результате удара молнии. Причина, по которой другие статуи потеряли голову, остается открытым вопросом, хотя наиболее часто повторяемая гипотеза — это естественные причины: землетрясения и сильный ветер. Сломанные носы статуй, с другой стороны, могут указывать на преднамеренные действия человека — форму оппозиции ложным богам, выраженную ранними христианами или мусульманами.

Одеяние монументальных статуй почти не различимо и не имеют деталей. Фигуры мужчин носят одежду в восточном стиле: сандалии, штаны, тунику с длинными рукавами и накидку, а богиня Коммагена одета по-гречески, в хитон и гиматион. Волосы богини разделены на пробор и зачесаны назад, а ее голова украшена венком из маков и фруктов. Антиох, Зевс и Аполлон держат в левой руке связку веток, называемую барсом, которая использовалась в ритуальных целях в зороастризме. Геракл держит на плече дубинку, а Коммаген держит рог изобилия.

Перед статуями, сидящими на тронах, была терраса, вероятно, служащая культовым целям. Его размеры предполагают, что он мог вместить большое число людей. Стороны были отмечены рядами блоков, размещенных на каменных основаниях, с алтарями впереди каждого. Ряд камней, очерчивающее северную границу Восточной террасы, состояло из 15 блоков, украшенных барельефами, изображающими предков царя Антиоха из Персии, Армении и самой Коммагены. Южный же ряд состоял из 17 стел с изображениями его предков с греческими корнями.

Внешний вид Западной террасы изначально был почти зеркальным отражением Восточной террасы. Важнейшим его элементом также были монументальные фигуры сидящих божеств, которых с обеих сторон охраняли пара орлов и лев. Если  внимательно посмотреть на внешний вид божеств, можно увидеть небольшие различия в их внешности и одежде. Зевс и Геракл хмурятся, что вместе с внушительными бородами делает их намного старше и достойнее, чем молодые и хорошо выбритые Аполлон и Антиох. Фигуры мужчин носят персидскую тиару, за исключением Антиоха, который носит пернатую шапку в армянском стиле.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *