Античный Иераполь - настоящая достопримечательность Памуккале - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Античный Иераполь — настоящая достопримечательность Памуккале

Большинство туристов направляются в Памуккале с одной мыслью: увидеть необычные травертины и понежиться в знаменитом бассейне Клеопатры. Однако Памуккале — это не только белые террасы, это еще и крайне интересное место для любителей древней истории. Здесь находятся руины античного курортного города Иераполь (Иераполис), куда древние римляне, а затем византийцы приезжали поправить свое здоровье. Так что идея санатория старше, чем мы думаем. К сожалению, не всем пациентам удалось вылечиться, как видно по обширному  некрополю, где можно полюбоваться интересными формами древних надгробий.
Иераполь, как и любой типичный древний город, мог похвастаться храмами, театром, рыночной площадью, которую тогда называли агорой, и общественными банями. И сегодня можно любоваться остатками этих построек, гуляя среди руин, слушая оглушительное пение цикад.

Иераполь

Настоящие путешественники без труда найдут место мученичества святого Филиппа, хотя для того, чтобы до него  добраться, нужно подняться наверх по тропинке поросшей колючими растениями. Что ж, вид восьмиугольного здания может многое компенсировать.

Одно из самых интересных мест — Плутон. Это место, где из-под поверхности земли выходили ядовитые газы. В древние времена жрецы или женщины, которых называли прорицательницами, предсказывали будущее при воздействии этих газов. Плутон в Иераполье довольно сложно обнаружить, возможно, намеренно избегают огласки этого места, поскольку  газы могут представлять реальную опасность для туристов.

Одна из самых больших достопримечательностей Иераполе — римский театр, который, несмотря на свои меньшие размеры, чем в Эфесе, сохранился в отличном состоянии.

Исторический очерк

Самые старые следы поселения в Иераполе относятся к доисторическим временам. Однако о самом раннем периоде существования города известно мало, никаких следов хеттского поселения  здесь не обнаружено. Только остатки храма, построенного фригийцами в первой половине III века до нашей эры. Со временем храм стал центром, вокруг которого развивался город.

В 3 веке до н.э. эллинистическая династия Селевкидов основала город Иераполь как поселение в греческом стиле по ипподамскому плану, то есть с использованием четкой схемы улиц, пересекающихся под прямым углом. Считается, что официальным основателем города был Антиох III Великий, правивший Малой Азией в 223–187 годах до нашей эры. Надписи, обнаруженные на сиденьях театра, перечисляют племена, составлявшие население Иераполя в то время: Селевкис, Антиохис, Лаодикис, Эвменис, Атталис, Стратоникис и Аполлоний.

После многих лет войн между Римом и Селевкидами, в 188 г. до н. э.  в Апамее был заключен мир. Согласно его положениям, Иераполь перешел под контроль династии Атталидов, правившей из Пергама. Напоминанием об этом периоде истории города являются, среди прочего, бюсты двух правителей Пергама — Эвмена II и Аттала II — которые в настоящее время хранятся в местном Археологическом музее. Благодаря своему стратегическому расположению Иераполь играл определенную роль во II веке до нашей эры  на границе исторической земли, известной как Фригия.

Римский период

В 133 г. до н. Э. Иераполь был передан Риму вместе с обширными территориями, принадлежащими правителям Пергама, по завещанию, составленному последним правителем династии Атталидов. Таким образом, Рим обогатился городом с населением около 100 000 жителей, привлекательно расположенным рядом с термальными источниками с лечебными свойствами. Со временем здесь развился крупный лечебный центр.

В то же время процветала экономика Иераполя, где со II века до н. э. действовали текстильные фабрики. Тогда же в городе началась чеканка специальной монеты с названием Иераполя. Историк первого века Страбон упоминает, что в процессе окрашивания ткани использовались подземные воды.

В Иераполе проживала большая еврейская община, 2000 из которых прибыли во время правления Антиоха III из Месопотамии. В начале 1 тыс. н. э. многие евреи обратились в христианство, которое очень быстро распространилось в городе. Первая христианская церковь в Иераполе была построена под влиянием учения Святого Павла, который тогда же пребывал в соседнем Эфесе. Самым известным событием в раннехристианской истории города было мученичество святого Филиппа в 80 г. н.э., и со временем Иерапол стал местом многочисленных паломничеств к могиле этого апостола.

Поскольку Иераполь находится в сейсмически активной зоне, он много раз подвергался землетрясениям. В I веке н.э. два из них, в 17 и 60 годах нашей эры, почти полностью разрушили город. Большинство хорошо сохранившихся старинных построек относятся к периоду после этой катастрофы. В то время было возведено много великих общественных зданий, которые придали городу вид, который зметен сейчас. В 129 г. по случаю визита императора Адриана был построен театр, а во время правления Септимия Севера (то есть на рубеже II и III веков н.э.) он был отремонтирован.

Расцвет города пришелся на II и III века нашей эры. В 215 году Иераполь посетил император Каракалла, который дал ему титул неокороса, присвоенный городам, которые были центрами имперского поклонения, и предоставил ему определенные привилегии. Тысячи людей стекались в Иераполь как на знаменитый курорт, а вместе с ними  в казну  текли деньги. Были профинансированы проекты нового строительства — две бани, спортзал, несколько храмов, улица с колоннадой и великолепный фонтан. Иераполь также стал одним из важнейших центров искусства, философии и торговли Римской империи.

Последним римским императором, посетившим Иераполь в 370 году, был Валент. В 4 веке н.э. очередное землетрясение разрушило многие здания города, и с тех пор его слава постепенно уменьшалась. А окончательно существование в качестве значительного городского центра прекратилось  в 7 веке нашей эры с  вторжением персидских войск с последующим землетрясением.

Византийские и турецкие времена

В византийские времена поселение Иераполь было в меньших масштабах. В 10 веке  на руинах древних построек уже стояли маленькие домики, а  часовни заменяли огромные церкви. В XII веке Иераполь был захвачен турками-сельджуками из султаната Конья. Вскоре, в 1190 году, он был захвачен войсками крестоносцев во главе с императором Фридрихом I Барбароссой во время похода на Святую Землю. В то время здания на западной стороне Иерапольа и большие  римские бани служили жилыми резиденциями для местной аристократии.

В XIII веке окрестности Иераполя снова захватили турки, построившие здесь крепость. В 1354 году сильное землетрясение положило конец поселению в районе древнего города, а его руины постепенно покрылись известняковыми отложениями, создавая на многие века толстый слой, скрывающий следы былой славы.

Значение названия

Наиболее распространенное объяснение названия Иераполь — «Священный город», происходящее от греческого слова hieron (храм). Это предполагает, что изначально это было храмовое поселение, возможно, посвященное культу фригийской богини-матери Кибелы.
Вторая версия происхождения города гласит, что он происходит от имени Хиера, которое носила жена мифического основателя Иераполя, Телефос.  Телефос был сыном Геракла и принцессы Ог,  легендарным предком рода Атталида Пергамского.

Археологические работы

Первые измерения и предварительные исследования района Иераполь были выполнены в 1887 году немецкой археологической миссией под руководством Карла Хуманна. Его заметки об Иераполе были опубликованы в 1889 году в книге Altertümer von Hierapolis.

В двадцатом веке известняковые образования, образованные термальными источниками, стали туристической достопримечательностью, известной как Памуккале. Посещая этот «Хлопковый замок», туристы могли увидеть скромные руины Иераполя, выступающие из-под белых известняковых отложений.
С 1957 года итальянские археологи проводили в Иераполе раскопки и реконструкционные работы. Многие древние постройки были выкопаны из-под отложений и тщательно восстановлены. Некоторые находки из Иераполя были вывезены из Турции и находятся в коллекциях музеев Лондона, Берлина и Рима, но многие ценные экспонаты сейчас выставлены в местном Археологическом музее.

Городские бани

Хорошо сохранившееся здание городских бань — одно из первых построек, которые встречаются при входе в район Иераполя со стороны травертиновых террас Памуккале. Комплекс, построенный во II веке нашей эры, помимо бань, включает в себя гимнастический зал прямоугольной формы размером 36 на 52 метра. Двор бани с северной и южной сторон ограничен двумя большими комнатами. Северная комната была предназначена для императора и для религиозных церемоний. С другой стороны, вдоль всей западной стороны двора был длинный зал, использовавшийся в непогоду для спортивных тренировок. Вокруг хала  колонны из местного известняка.

Скульптуры из римских бань в Иераполе

Скульптуры из римских бань в Иераполе

Сам гимнастический зал (палестра) был зоной, посвященной физическим упражнениям, особенно боксу и борьбе. Термин «палестра» происходит от греческого παλαίστρα (palaistra), которое происходит от слова  «pale», что означает борьба. Во дворе бара мальчики и подростки тренировались под бдительным присмотром опытных тренеров, и о популярности этого вида спорта и свидетельствует тот факт, что такое место было в каждом греческом городе и находилось под сильным влиянием эллинистической культуры.
После упражнений в зоне бара можно было освежиться в бане, направившись прямо во фригидарий, то есть в комнату с бассейном с холодной водой. Затем посетители  переходили в комнаты со сводчатым потолком, составлявшие часть, называемую кальдарием, где были бассейны с горячей водой. Это были самые теплые помещения в банях, отапливаемых системой теплых полов, то есть гипокаустом. В случае с Иераполем горячая вода подавалась в ванны прямо из местных источников.

Бани построены из легкодоступного камня, разрезанного на огромные блоки. Изнутри стены выложены разноцветными мраморными плитами. После землетрясения, поразившего Иераполь во второй половине IV века н.э., бани были отремонтированы и в одну из комнат  добавлен кирпичный свод. Кроме того, они были украшены двумя рядами мраморных колонн, взятых из Храма Аполлона.
В настоящее время территория городских бань огорожена и служит выставочным залом местного Археологического музея.

Нимфеум

Великолепное здание Нимфеума или монументального источника воды, которое также является святилищем, посвященным нимфам, находится рядом с руинами Храма Аполлона в священном районе Иераполя. Этот нимфеум был возведен во 2 веке н.э. и обеспечивала питьевой водой дома в городе через систему труб, выходящих из него.

Нимфеум  была возведен в плане, напоминающем букву U, на месте, которое является продолжением главной улицы города, идущей вдоль оси север-юг. В пятом веке нимфеум был отреставрирован, и его поддерживала стена, возведенная из фрагментов Храма Аполлона. Таким образом был перекрыт вид на остатки этого языческого здания, оскорбляющего христианские чувства жителей города.

Храм Аполлона

Остатки храма Аполлона, видимые сегодня, относятся к III веку нашей эры, но это здание было возведено в районе, где уже стоял важный храм. В эллинистический период он был посвящен Аполлону по прозвищу Лаирбенос, божеству, связывающему греческого Аполлона с местным анатолийским богом солнца Лаирбеносом. Фрагменты этого более раннего здания, в том числе датируемые I веком н.э. капители колонн,  сейчас находятся в местном Археологическом музее. В священном районе были также более мелкие святыни, посвященные Кибеле, Артемиде, Аиду и Посейдону.

Храм Апполона в Иераполе (Памуккале)

Храм Апполона в Иераполе (Памуккале)

В 3 веке н.э. Храмовый комплекс был перестроен за счет возведения нового храма на старом постаменте и использования фрагментов старого здания. Он стоял в районе храма, или Теменоса, окруженный стеной. Храм с римских времен опирался на восточную сторону на склоне холма. С другой стороны его внутренний двор окружали мраморные портики, украшенные полуколоннами в дорическом ордере.

Плутон

Храм Аполлона возведен на месте тектонического разлома. Такие места издревле считались священными. В Иераполе здесь основали святилище, посвященное богу подземного мира, в Греции — Аиду, а в Риме — Плутону. Название Плутон происходит от последнего — ворот в царство Плутона. Это конкретное место уже описывалось разными авторами в древности. Им была небольшая пещера с узкой лестницей, ведущей к ней. Она была заполнена смертоносным газом, выходящим из тектонического разлома, скорее всего, это был оксид углерода.

Плутон в Иераполе

Плутон в Иераполе

Есть много историй, связанных с плутоном, большинство из которых — о жрецах, связанных с местным оракулом. Раньше жрецы спускались в пещеру, чтобы доказать свою связь со сверхъестественным миром, оставляя подземный мир нетронутым. Во избежание отравления они обучались искусству задержки дыхания, кроме того  знали, где находятся места с чистым воздухом. Верующих поощряли покупать птиц и других мелких животных, которых бросали в пещеры, чтобы продемонстрировать ее смертоносные свойства. После того как жрец покидал ее живым и невредимым, его силы и божественная защита  уже не требовалось доказывать паломникам. Затем их призывали  сделать пожертвование храму в обмен на  пророчества.
Местонахождение этого легендарного места было обнаружено во время археологических раскопок в 1960-х годах. В настоящее время вход в Плутон замурован, но в непосредственной близости от этого места рекомендуется соблюдать особую осторожность, так как постоянно происходит утечка газа.

Дом с ионными капителями

Во время раскопок, проведенных в 1898 году, археологи обнаружили остатки жилой виллы, расположенной между храмом Аполлона и театром. Из-за украшающих его колонн из красного мрамора, его называли «домом с ионическими капителями». Построен во 2 веке н.э. Здание когда-то было двухэтажным и принадлежало одной из богатых семей, живших в Иераполе. В настоящее время на его территории ведутся археологические и реконструкционные работы, поэтому увидеть его можно только из-за забора.

Римский театр

Одним из самых великолепных зданий в Иераполе является театр, построенный в 3 веке нашей эры во время правления римского императора Септимия Севера. Здание стоит на месте ранее существовавшего театра времен императора Адриана (II век н.э.). Строительные материалы, полученные из эллинистического театра, расположенного в северной части города, разрушенного одним из землетрясений, также были использованы для его строительства.

Римский театр в Иераполе

Римский театр в Иераполе

Театр был построен с использованием естественного склона холма, как это всегда делали греки. Зрительный зал театра (или кавеа) разделен на две части — верхнюю и нижнюю — круговым переходом (так называемая диазома). Девять секторов (керкиды) обозначены восемью проходами, идущими сверху вниз. В нижней части зрительного зала находится большая мраморная экседра, то есть полукруглая ниша, в которой самые важные зрители сидели на сиденьях со спинками в форме львиных ног. По оценкам, театр может вместить около 10 000 человек.

Здание сцены украшал богатый, некогда трехэтажный фасад, стоящий на подиуме, с изображениями, в том числе, сцен с Аполлоном и Артемидой. Этот фасад подвергся капитальному ремонту и укреплению в 352 году нашей эры. В тот же период также выделен называемые оркестр, то есть полукруглое пространство между сценой и аудиторией, таким образом, чтобы его можно было заполнить водой и показывать инсценировки морских сражений.

Южные ворота и оборонительные стены

Южные ворота Иераполя

Южные ворота Иераполя

Южные ворота в городских стенах Иераполя, как и северные ворота, относятся к периоду правления императора Феодосия Великого, то есть конца IV века нашей эры. Они были построены из блоков  и камней, добытых с агоры. По внешнему виду они очень похожи на северные ворота: раньше там были оборонительные башни с двух сторон, а над проемом — арочная перемычка. Ворота отреставрированы, и теперь через них туристы, которые начинают свой тур с восточного входа, попадают в Иераполис.

Гимназия

Рядом с южными воротами находятся руины гимназии, построенной после землетрясения 60 г. н.э. Систематических раскопки на ее месте начались совсем недавно, но он хорошо виден и легко распознается по ряду фрагментов колонны. Сохранилась даже надпись со словом гимназия. Предполагается, что территория двора гимназии когда-то была окружена колоннадами дорического ордера.

Ворота Святого Филиппа

Эти ворота расположены на северо-восточной стороне оборонительных стен Иераполя, построенных во время правления императора Феодосия в конце 4 века нашей эры. Две башни, стоящие по обе стороны от входа, отражают важную роль этих ворот. Паломники, направлявшиеся на вершину холма, где стоит святилище святого Филиппа, проходят через ворота.

Мост

Чтобы добраться до святилища Святого Филиппа, паломникам нужно было пересечь небольшой овраг, прорезавший склон холма. Зимой по нему протекала вода, чтобы облегчить переход на другую сторону ущелья, на рубеже IV и V веков нашей эры над ним был построен мост. Это было простое сооружение, состоящее из одной арки, от которой до наших дней сохранились только фундаменты. Планируется реконструировать этот мост в виде металлической конструкции, что, с одной стороны, должно облегчить передвижение туристов, а с другой — дать им лучшее представление о внешнем виде и размерах древнего моста.

Восьмиугольная баня

Пройдя мост, паломники достигли бани, построенной по восьмиугольной схеме с длиной сторон 9 метров. От входа, расположенного в самом начале лестницы, ведущей наверх, был доступ в раздевалку с уборной и в первую комнату с холодной водой. В следующих комнатах с горячей и теплой водой полы были на кирпичном фундаменте. Это решение позволило отапливать баню по системе гипокаустума: топка, расположенная в отдельном помещении, нагревала воздух, циркулирующий под полом банной части. После очищения паломники могли продолжить свой путь к святилищу. Бани были разрушены землетрясением в середине 7 века нашей эры, но их восьмиугольный контур все еще хорошо виден. К сожалению, чтобы освежиться после подъема на холм, туристам теперь приходится спускаться до бассейна, расположенного у подножия Иераполя.

Лестница

На юго-восточной стороне холма  в 4-5 веках нашей эры  также была построена лестница, ведущая к его вершине.  Высота лестницы составляет примерно 16 метров. Первоначально лестница была 70 метров в длину и 4 метра в ширину, и каждая ступенька была сделана из каменного блока  шириной 1 метр. Со стороны оврага до лестницы была построена стена, поддерживающая ее и  возведенная на гробницах времен Римской империи. В византийский период, между IX и XI веками нашей эры, с другой стороны лестницы была добавлена ​​стена, которая уменьшила ее ширину до 3 метров.

Византийское здание

Примерно в 10 веке н. э. недалеко от вершины холма, на остатках известняковой лестницы, возвели небольшое здание в плане, похожем на квадрат со стороной 8 метров. В нее вело два входа — с восточной и западной стороны. Считается, что здание могло служить монументальными воротами, ведущими в святилище. Его стены толщиной в один метр были сложены из блоков травертина и мрамора, полученных из византийских построек, обрушившихся во время уже упомянутого землетрясения в VII веке. На основании датировки керамических фрагментов, обнаруженных на территории здания, исследователи определили, что оно использовалось до рубежа XIII и XIV веков.

Фонтан у святилища

Достигнув вершины лестницы, паломников ждало относительно плоское пространство, где можно было отдохнуть перед тем, как подняться по следующей лестнице, ведущей к собору Св. Филлипа.  Справа находилась церковь, в которой сокрыта могила святого. С другой стороны, в центральной части площади был построен фонтан для омовения, позволяющий верующим омываться перед входом в места, считающиеся святыми. Фонтан имел форму столба, из которого текла струя воды. Сверху — декоративный блок из мрамора, вырезанный в виде ракушки. Вода в фонтан подавалась по акведуку с плато, расположенного на северо-восточной стороне.

Церковь на гробницей святого Филиппа

Эта трехнефная церковь была раскопана во время археологических раскопок в 2011 году, поэтому это относительно новая точка в туре по Иераполю. Здание было построено вокруг гробницы, которую традиционно приписывают святому Филиппу. Из нартекса, то есть из крытого вестибюля, паломники, в большом количестве приходившие к святилищу в Иераполе, могли подняться по мраморной лестнице на платформу над гробницей или войти прямо внутрь церкви. Гробница располагалась в левом проходе, а перед входом располагались алтарь и синтронон, то есть полукруглая конструкция, предназначенная для священников во время литургии.

Могила святого Филиппа

Эта гробница, относящаяся к римскому периоду (I век н.э.), считалась местом захоронения святого Филиппа и поэтому очень почиталась. Гробница имеет фасад из травертиновых блоков, над которым возвышается треугольный тимпан — характерный элемент монументальных построек Древней Греции и Рима. На фасаде гробницы можно увидеть множество надписей и отверстий, которые в византийские времена служили точками крепления металлических вотивных предметов. Погребальная камера размером 3,50 на 4 метра была оборудована тремя каменными скамьями, на которых помещались тела умерших.

С правой стороны гробницы, в центральном нефе церкви, есть два небольших резервуара с водой, когда-то использовавшихся для ритуального погружения, и два больших бассейна, выложенных мраморными плитами. Предполагается, что здесь проводились лечебные ритуалы, известные также по другим святилищам в Малой Азии, включая Селевкию Пиерию (святилище святой Феклы) и Гермию (святилище архангела Михаила).

Мартириум святого Филиппа

Мартириум святого Филиппа было самым важным зданием христианской эпохи в городе Иераполис. Термин «мартириум» означает священное здание, посвященное мученику, в данном конкретном случае — святому Филиппу. Мартириум был возведен в начале V века нашей эры, и за его строительство отвечал архитектор, скорее всего, привезенный из императорского двора в Константинополе.

Все здание было возведено, чтобы усилить символику числа восемь. Оно состоит из центральной комнаты восьмиугольного плана с восемью прямоугольными комнатами. Каждый из них был украшен тремя арками, поддерживаемыми колоннами, стоящими на мраморе, восьмигранными плинтусами, то есть плиткой, помещенной под их основания. На арках изображены христианские символы, окруженные кругами. В центральном зале, когда-то покрытом деревянным куполом, находится так называемая синтронон, т. е. сооружение, соединяющее трон епископа со скамьями для священников, обычно помещаемое за алтарем.

Центральная восьмиугольная комната была окружена квадратной структурой с 32 комнатами по сторонам.
В христианстве символизм числа восемь основан на шести днях творения и седьмом дне отдыха, которые олицетворяют земное время, а число восемь соответствует вечности. Восьмой день — символ Иисуса, его преображения и воскресения. С другой стороны, восьмиугольник символизирует воскресение и вечную жизнь. Баптистерий и церковные башни в восьмиугольной форме были возведены в раннехристианские времена.

Мартириум был воздвигнут на том месте, где по преданию был  замучен святой Апостол Филипп. Об этом в «Истории церкви»  рассказывает Евсевий Кесарийский. Апостол Филипп  проповедовал Евангелие в Греции, Скифии, Лидии и Фригии, где он был схвачен и казнен. По церковному преданию, он умер на кресте Т-образной формы. В других версиях истории его мученичества упоминается повешение на шесте и побивание камнями.

Агора

До землетрясения I века н.э. городская агора (рыночная площадь) располагалась недалеко от некрополя, но после ее разрушения новая   была построена на новом месте — между улицей Фронтиуса и склоном холма на восточной стороне Иераполя. Размеры той, что датируется II веком н.э.,  были 170 на 280 метров, что делает ее одной из крупнейших в Малой Азии.

На восточной стороне агоры археологи раскопали остатки монументального сооружения по всей стороне площади. Это отдельно стоящий, вытянутый колонный зал, достигал 20 метров в высоту. Остатки — фрагменты мраморной лестницы, частично реконструированной с использованием травертиновых блоков. Здание, также датируемое II веком нашей эры, имело двухэтажный фасад, украшенный колоннами в ионическом порядке. В его центральной части располагались монументальные входные ворота, украшенные необычными капителями с изображениями бюстов эротов — членов свиты богини Афродиты и изображениями львов, пожирающих быков.

К северо-востоку от агоры, на склоне горы, раньше находился городской театр, построенный в эллинистический период. Он был разрушен землетрясением, а строительный материал, добытый на его территории, был использован для строительства римского театра, в настоящее время уцелело лишь несколько рядов сидений.

В настоящее время от агоры Иераполя мало что сохранилось, потому что она была разрушена землетрясением в 4 веке нашей эры, а строительный материал, полученный на ее территории,  израсходован на расширение оборонительных стен вокруг города уже в 5-м веке.

Нимфеум тритонов

Название этого монументального нимфеума происходит от тритонов, то есть мифических морских существ, фигуры которых представлены на этом сооружении в виде рельефов.  Нимфеум Тритон был одним из двух огромных источников  в Иераполе. У него был  фасад длиной 60 метров, заканчивался короткими крыльями, а в нишах этого здания когда-то стояли величественные статуи. Украшением нимфеума были также барельефы, изображающие войну с амазонками, духов рек и ручьев, дельфинов.

Нимфеум Тритона

Нимфеум Тритона

Нимфеум был возведен во время правления императора Александра Севера, то есть в первой половине III века нашей эры, о чем свидетельствует надпись на здании.

Большие римские бани

Сильно разрушенное здание больших бань римского периода, точнее  I века нашей эры,  находится недалеко от улицы Фронтинуса. Внешние стены здания были сложены из крупных блоков известняка, а внутренние — из более мелких, расположенных в два слоя. Пространство между этими слоями было заполнено землей и камнями.

Банный комплекс был сильно поврежден землетрясением в 4 веке нашей эры. Известно, что в 10 веке на этой территории были простые жилые дома. В XII веке здесь работал большой пресс для оливкового масла, от которого сохранились резервуары,   ранее служившие саркофагами.

Кафедральный собор

Расположенный в центре Иераполя собор был одним из самых важных зданий в городе в христианские времена. Из притвора, то есть нартекса, можно было пройти в баптистерий, то есть в комнату для крещения. Собор представляет собой трехнефное здание, внутреннее пространство которого разделено двумя рядами колонн. Апсида церкви полукруглая изнутри, а снаружи многоугольная. В апсиде были скамейки для епископа и священников во время литургии. Главное здание было построено в 6 веке н.э., но позже к нему были добавлены другие постройки меньшего размера.

Улица Фронтия (с колоннами)

Эта улица известна как улица с колоннами или улица Фронтия, римского проконсула провинции Азия в 84-86 годах нашей эры. Эта главная улица Иераполя разделила город на две части и предоставила жителям удобный маршрут сообщения. Иераполь был расширен по так называемой гипподальной системе, означающий, что меньшие улицы отходили под прямым углом от главной улицы, создавая правильную сеть. Поскольку дорога была построена в римский период, она начиналась за пределами более поздних оборонительных стен, построенных в византийские времена. Со стороны некрополя улица начиналась с монументальных Домицианских ворот, а затем перешла к гимназии на южной стороне Иераполя. Вдоль улицы располагались многочисленные общественные здания и фонтаны, с двух сторон — декоративные колоннады, ширина улицы тогда была 14 метров.

В византийский период, в конце 4 века н.э. вдоль улицы в  городских стенах возвели двое ворот — южную и северную. В то же время улица была сужена, а ее стороны застроены жилыми домами.
В настоящее время пройти по старинной улице к южным воротам невозможно — их фрагменты не сохранились, а часть колоннады лежит на дне бассейна Клеопатры. Лучше всего сохранившийся участок, тщательно очищенный от известняковых налетов, расположен между Домицианскими воротами и Северными Византийскими воротами.

Туалеты

Расположенные в непосредственной близости от Домицианских ворот, в южном конце улицы Фронтиуса,  в конце I века н.э были построены общественные туалеты. Вопреки несмотря на предназначение, это очень внушительное здание в дорическом ордере, 20 метров в длину и 6 метров в ширину. Здание разделено на две части рядом колонн, которые когда-то поддерживали крышу из известняковых панелей. Два канала вели чистую воду в уборные, а отходы жизнедеятельности сбрасывались в канал под улицей Фронтиуса. В стенах здания есть следы крепления сидений (типа унитазов).

Со временем туалеты утратили свою первоначальную функцию и стали использоваться как складские помещения. Они были повреждены во время одного из землетрясений, которые часто случались в Иераполе, также видны следы пожара. Туалеты были платные, что поначалу вызвало возмущение жителей, но власти аргументировали тем, что «деньги не пахнут». Это выражение стало крылатым  и используется до сих пор.

Северные Византийские ворота

Северные ворота относятся к системе укреплений, построенных вокруг Иераполя в конце 4 века нашей эры. Они представляют собой монументальный вход в город  византийского период вместе с симметрично расположенными южными воротами. Были построены с использованием материалов, полученных с агоры, разрушенной землетрясением.
По обеим сторонам ворот в квадратном плане расположены две оборонительные башни. Декоративный элемент — арочная перемычка с крестиком. Христианские символы также видны на антаблементе фасада. Кроме того, по обе стороны ворот были установлены четыре мраморных блока с резными головами львов, пантер и горгон из более ранних древних построек. Скорее всего, они служили сдерживающим фактором для злых сил.

Домицианские ворота

Внушительные тройные ворота, ведущие в Иераполь со стороны некрополя, были построены во времена проконсула Секста Юлия Фронтия и названы в честь императора Домициана. С обеих сторон сохранились фрагменты оборонительных башен с круглым основанием. От этих ворот начиналась улица Фронтиуса, главная транспортная артерия города.

Могила Флавия Зевксиса

Могила Флавия Зевксиса и его сыновей находится прямо у Домицианских ворот. Надпись на нем сообщает, что Зевксис был торговцем текстилем, который 72 раза путешествовал морем между Малой Азией и Апеннинским полуостровом.

Бани / церковь в некрополе

Внушительное здание римских бань, возведенное во 2 веке нашей эры, является первым общественным зданием Иераполя, с которым  сталкиваются туристы, посещая этот древний город со стороны некрополя. Бани были построены из известняковых блоков, в них были полы с подогревом, а вода в них подавалась по системе акведуков. В VI веке н.э. бани были перестроены в трехнефную церковь,  а позже были разрушены землетрясением.

Северный некрополь

Северный некрополь Иераполя — одно из крупнейших известных древних кладбищ современной Турции. Его территория охватывает обе стороны древней дороги из Иераполя в Триполи, Филадельфию и Сарды на расстоянии около 2 км. Чтобы внимательно осмотреть окрестности, удобнее всего начинать тур по Иераполю с северного входа. Большинство захоронений на его территории датируются II веком до нашей эры.   На некрополе идентифицировано более 1200 гробниц и прочитано уже более 300 надписей на могилах. На этом кладбище были похоронены как умершие жители Иераполя, так и пациенты, которые приходили на этот курорт в тщетной надежде на исцеление. Исследователи разделили типы захоронений в этом некрополе на четыре категории:

простые могилы для бедных граждан и рабов;

курганы с круглым основанием эллинистического периода, с узким коридором, ведущим в погребальную камеру, засыпанную землей;

семейные гробницы в виде построек, напоминающих дома или небольшие храмы;

саркофаги — некоторые помещены на пьедестал, чтобы возвысить память об умерших. Они были вырезаны из известняка или сделаны из мраморных плит и украшены рельефами и эпитафиями.

Надписи на саркофагах и семейной гробнице помогли исследователям получить много информации об образе жизни в Иераполе, но, к сожалению, большинство гробниц уже давно разграблены.

Многие гробницы имеют подробные информационные табло и пронумерованы для облегчения ориентации.

На тщательный осмотр некрополя может уйти до нескольких часов. Ниже вы найдете обзор некоторых из самых интересных гробниц.

Гробница 114

Эта гробница, где были похоронены Элий Аполлинарий Македон и его жена, относится ко второй половине II века нашей эры, также известна как гробница проклятия. Причина в длинной надписи, содержащей проклятие, которое постигнет любого, кто осмелится использовать эту гробницу без надлежащего разрешения. В качестве подкрепления этого сообщения есть информация о наложении штрафа городским советом, если самого проклятия было недостаточно.

Гробница 148B

Датируемая серединой 2 века н.э. гробница принадлежала еврею по имени Марк Аврелий Филумено Стренейон. Слева от входа — резная менора, пальмовый лист и бараний рог.

Гробница  163D

Гробница еврейской семьи начала I.века нашей эры. Имеет форму дома с двускатной крышей, возведенного на высоком подиуме. В подвале были обнаружены предметы, принадлежащие 31 человеку, захороненному в нем, а внутри гробницы — терракотовые урны с человеческими костями.

Гробница 166

Эта гробница II или III века н.э. Ее называют гробницей гладиаторов из-за расположенного над входом блока из травертина, на котором размещены символы, связанные с гладиаторскими боями. Они изображают: масляную амфору — популярный приз для победителя, трезубец, используемый в бою, и круглый щит.

Гробница 170

Гробница представляет собой домик на помосте. Над входом установлена ​​плита с размытой надписью, а внутри каменные скамейки, на которых кладут умерших.

Гробница  176

В этой огромной семейной усыпальнице (II-III века н.э.) декоративный фасад, напоминающий жилой дом с рядом окон, находится в лучшем состоянии. Двери этого фасада вели в зону двух дворов с множеством саркофагов, а от них лестница вела под землю, в погребальные камеры с цилиндрическими сводами.

Южный некрополь

На противоположной стороне Иераполя, по дороге в Лаодикию, находился еще один городской некрополь. Он меньше северного и намного больше пострадал от землетрясений. Скорее всего, это было бывшее кладбище, и найденные здесь следы захоронений в основном представляют собой простые прямоугольные земляные могилы.

Восточный некрополь

Третий некрополь Иераполя находился на восточной стороне города, на склоне между агорой и Мартириум святого Филиппа наверху.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *