Сельджукские караван-сараи в Анатолии - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Сельджукские караван-сараи в Анатолии

Караван-сарай — тип придорожной гостиницы или, по современной терминологии, мотеля, распространенный на Ближнем Востоке, который в древние времена давал убежище путешественникам и купцам, передвигающимся по торговым путям.

Караван-сарай Аларахан

Караван-сарай Аларахан

Слово «караван-сарай» пришло в турецкий из персидского языка и является результатом сочетания двух слов: карван (караван) и сарай (дворец). Термин караван использовался для описания группы торговцев, паломников или других людей, путешествующих вместе, чтобы обеспечить свою безопасность, на продолжительных маршрутах. По-турецки караван-сараи часто называют «хан».

В Анатолии караван-сараи строились в основном во времена правления турок-сельджуков (1077-1307 гг.) и являются свидетельством большого энтузиазма их создателей. Караван-сараи – вторая после мечетей по значимости группа построек этого периода турецкой истории.

Примерная дата постройки первого сельджукского караван-сарая – 1210 год, во время правления султана Гияседдина Кейхусрева, но большинство из них были построены в период расцвета империи, в 1220-1250 годах.

Шесть караван-сараев именуются «султанскими» (тур. Sultan Han), поскольку их строительство было инициировано лично правящим султаном. Таковыми являются Evdir Han, Sultan Han Aksaray, Sultan Han Kayseri, Incir Han, Şarafsa Han и Alara Han. Строительство других караван-сараев финансировалось местными магнатами и общественными деятелями.

Главный торговый путь вел на север из Анталии через Конью и Аксарай в Эрзурум, а второй — с побережья Черного моря через Токат, Сивас и Амасью в Малатью.

По оценкам, их было построено более 250, но около сотни из них сохранились до наших дней в различном состоянии. Некоторые сохранились практически полностью, некоторые отреставрированы, а некоторые до сих пор лежат в руинах.

Значение караван-сарая

Сельджукские правители, правившие своей империей из столицы в Конье, осознавали важность торговли, особенно международной, для процветания и благополучия своего государства. Чтобы оживить торговлю и тем самым увеличить доходы бюджета, они возлагали на себя две задачи.

Во-первых, они отремонтировали дороги, ведущие через Анатолию, пришедшие в негодность в результате постоянных боевых действий. Кроме того, они восстановили и построили много мостов. Во-вторых, вдоль обновленных дорог строили постоялые дворы для путешественников и торговцев, т. е. караван-сараи.

Караван-сараи строились на расстоянии от 29 до 40 километров друг от друга, то есть на таком, какое мог пройти верблюд за один день. На западе страны сеть постоялых дворов была более густой, чем на востоке.
Каждый путник, независимо от происхождения, вероисповедания или социального положения, имел право находиться в караван-сарае в течение трех дней, пользоваться пищей, медицинским обслуживанием и другими услугами, причем все бесплатно — за счет сельджукского государства. В караван-сараях работали врачи, имамы, портные, ветеринары, кузнецы и повара, что гарантировало высокий уровень обслуживания.

Помимо коммерческого значения, караван-сараи выполняли ряд других функций. Скорее всего, они использовались в военных целях, также они были убежищем для путешествующего султанского двора. Иногда они использовались как тюрьмы, ложи религиозных братств, правительственные учреждения и почтовые отделения.

Благодаря своему особому значению в истории Ближнего Востока сельджукские караван-сараи в настоящее время включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид типичного караван-сарая

Караван-сарай обычно представляет собой массивное каменное здание прямоугольной формы с открытым внутренним двором и крытым залом сзади. Кроме того, он может иметь башни и декоративный портал, украшенный надписями, взятыми из Корана, или геометрическими мотивами.

Внутренний двор окружен хозяйственными помещениями: столовыми, банями, уборными, мастерскими и кладовыми. Крытый зал напротив въездных ворот служил местом пребывания как путников, так и животных.

Караван-сараи возводились по одному из четырех основных проектов, а их площадь составляла от 500 до 4800 квадратных метров. У них были толстые стены, которые обеспечивали безопасность путешественников, а украшения на входных воротах часто являются лучшими образцами рельефа сельджукского периода.

Часто частью караван-сарая была мечеть, а дополнительно, если в здании имелся водопровод и канализация, строилась и баня (хамам). Комнаты, где останавливались путешественники, обогревались печами и освещались лампадами.

Андрей Бочкарев

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *