Скромный минный заградитель Nusret - решающее звено в дарданельской кампании - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Скромный минный заградитель Nusret — решающее звено в дарданельской кампании

С началом войны союзные войска планировали пересечь узкий пролив Дарданеллы, который соединяет Эгейское море с Мраморным морем и, таким образом, составляет важный участок морского пути из Средиземного моря в Стамбул. Именно взятие этого города, тогда столицы Османской империи, и было главной целью военной кампании. Операциями союзного флота, состоявшего в основном из кораблей Королевского флота, с середины марта командовал адмирал Джон де Робек.

Пролив Дарданеллы и крепость Килитбахир

Пролив Дарданеллы и крепость Килитбахир

Однако де Робек не осознавал, что исход морского сражения был определен событиями, которые произошли незадолго до того, как он принял командование флотом союзников. В ночь на 8 марта 1915 года командир османского корабля Nusret капитан Хакки-бей тайно увел его в воды залива Эренкёй на азиатском берегу пролива Дарданеллы. Nusret заложил там 26 морских мин параллельно береговой линии. Союзники знали об оставшихся минах, защищающих Дарданеллы от нападения, но район вокруг залива Эренкёй считался безопасным для маневров. Таким образом была подготовлена ​​ловушка для флотилии английских и французских кораблей.

Минный заградитель Nusret

Минный заградитель Nusret

18 марта крупная флотилия союзников предприняла сосредоточенную атаку, чтобы получить морской путь в Стамбул через пролив Дарданеллы. Французский военный корабль Bouvet, маневрируя в бухте Эренкёй, подорвался на мине и мгновенно затонул, унеся с собой 639 членов экипажа. Британцы предполагали, что в корабль попала торпеда или снаряд, вызвавший взрыв боеприпасов на борту, но не подозревали, что причиной его затопления на самом деле были морские мины.

Около 16:00 британский корабль Inflexible подорвался на мине недалеко от того места, где затонул Bouvet. На этот раз погибло 30 человек, но крейсер остался на плаву и в итоге доплыл до острова Бозкаада (Тенедос). Еще одним кораблем, попавшим в ту же ловушку, стал линкор Irresistible. На этот раз погибли 150 человек. Оставшихся в живых членов экипажа подобрал с тонущего корабля линкор Ocean, которому также было поручено отбуксировать сильно поврежденный Irresistible. При маневрировании на мелководье Ocean также подорвался на мине. Экипажи обоих кораблей были спасены несколькими эсминцами, а Ocean затонул в бухте Морто.

Понесенные потери вынудили де Робека отдать приказ вывести уцелевшие корабли из Дарданелл. 18 марта 1915 года стало днем ​​великой победы Османской империи и одним из немногих триумфов, достигнутых османской армией во время Первой мировой войны. Союзники начали подготовку к сухопутному вторжению на полуостров Галлиполи, которое началось 25 апреля 1915 года.

Stawiacz min Nusret

После этих событий корабль Nusret считается героем кампании по защите пролива Дарданеллы. Однако дальнейшая судьба корабля не напоминала его роли в победе османов в марте 1915 года. После окончания Первой мировой войны Nusret стоял на якоре в Стамбуле до 1927 года, пока не прошел ремонт на верфи в Гёльджюке на Мраморном море, где расположена одна из баз турецких ВМС. Непродолжительное время, с 1937 по 1939 год, под новым названием Yardin, он служил водолазным судном. Затем, снова как Nusret, он был выведен из эксплуатации и с 1955 года ожидал превращения в музей на воде. Однако неожиданно в 1962 году он был продан частным предпринимателям, которые превратили его в торговое судно под названием Kaptan Nusret. Конец его долгой службы в торговом флоте пришелся на 1989 год, когда Nusret затонул у берегов Мерсина.

Однако на этом его история не закончилась — после почти 10 лет, проведенных под водой, Nusret был вытащен и выкуплен городскими властями Тарсуса. С 2008 года, превращенный в корабль-музей, он доступен для посетителей на территории Tarsus Çanakkale Park. Между тем, в 1982 году стамбульская верфь построила копию Nusret в масштабе 1:1, которая была выставлена ​​в Военном музее в Чанаккале. На борту этой копии можно увидеть фотографии и карты, изображающие историю корабля. Однако, чтобы увидеть настоящий Nusret, нужно отправиться Тарсус, расположенный на побережье Средиземного моря, далеко на юго-восток от пролива Дарданеллы в провинции Мерсин.

Андрей Бочкарев

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *