Землетрясение в Турции и его последствия для страны - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

Землетрясение в Турции и его последствия для страны

Территория Турции некоторой своей частью расположена в сейсмической зоне. В основном она проходит по периметру страны почти кольцом, с промежутком вдоль части побережья Средиземного моря. Центральная Анатолия или Малая Азия землетрясениям подвержены в гораздо меньшей степени, несмотря на то, что миллионы лет назад там происходила вулканическая активность. Свидетельство векового спокойствия являются, например, находящиеся в Каппадокии столбы из туфа увенчанные «шапкой» из другой породы, которые каким-то образом до сих пор держатся на этих столбах.

Карта сейсмоопасных зон Турции

Карта сейсмоопасных зон Турции. Видно, что основные туристические районы не подвержены землетрясениям

Причерноморская зона вплоть до Стамбула также относительно спокойная. Там периодически ощущаются толчки до 3 баллов, но это отголоски землетрясений, происходящих южнее вдоль всего побережья Черного моря.

Последнее землетрясение, случившееся в начале февраля 2023 года является самым разрушительным в новой истории Турции. Однако, по числу жертв в пересчете на население пострадавшего региона, оно не превзошло последствия стихии в городе Ладик (тур. Ladik), провинция Самсун, в 1943 году. Тогда погибло 8000 человек, т.е. почти половина жителей округа и его административного центра. С тех пор численность населения не только не восстановилось, но и даже уменьшилось.

В более позднее время, в 1999 году, самым разрушительным было землетрясение в городе Гёльджюк, провинция Коджаэли (тур. Gölcük, Kocaeli). Число жертв превысило 17000 человек. Это трагическое событие остается на памяти многих людей.

В свою очередь, что касается более раннего времени, то можно сказать, что историю человечества на территории Малой Азии формировали землетрясения. Именно по этой причине многие города жители покидали навсегда. В некоторые города приходили разные народы и через какой-то промежуток времени тоже покидали, не выдержав натисков стихии. Так произошло, например, с городом Галиболу. Греки покинули его навсегда после очередного землетрясения и почти пустой город заняли турки.

Некоторые прибрежные города заселить вновь даже не представлялось возможным. Они просто ушли под воду. Такое произошло, например, с городом Долихисте, что находится или, лучше сказать, находился в близи острова Кекова.

Остров Кекова. Затопленный город Долихисте

Остров Кекова. Затопленный город Долихисте

По предварительным подсчетам число погибших в последнем землетрясении составляет около 50 тысяч человек. Эта цифра может вырасти до 100 000 посл расчистки всех завалов. И, несмотря на огромный по нынешним временам масштаб трагедии, в прошлом это бедствие уносило еще больше жизней. Так, например, 13 декабря 115 н.э. на территории нынешней провинции Антакья в результате землетрясения погибло 260 000 человек. К сожалению, через 400 лет трагедия повторилась с таким же числом погибших. Учитывая то, что 2000 лет назад население Земли было гораздо меньше, то можно себе представить какой урон был нанесен человеческой цивилизации.

Возвращаясь к нынешней трагедии, возникает вопрос — можно было избежать такого количества жертв при нынешних технологиях строительства и, если ответ положительный, то кто виноват и что делать?
Несмотря на то, что трагедия в первые дни не только сплотила турецкий народ, заставила его соседей забыть о прежних конфликтах (одними из первых пришли на помощь спасатели из Израиля и Греции, с которыми у Турции непростые отношения), в стране начались споры о необходимости ужесточения государственного контроля за строительством.

Тут необходимо пояснить, что Турция является нормальным капиталистическим государством, где о жилье каждый заботится сам. Государственной программы строительства жилья никогда не было (недавно появилось похожее явление — TOKI, но об этом позже), даже бюджетники и депутаты парламента покупают или снимают жилье самостоятельно.

Однако, либеральное законодательство в области строительства и принцип частной собственности на землю позволили застройщикам обеспечить практически все население доступным жильем. До недавнего времени цены на недвижимость в Турции были самыми доступными в мире, даже с учетом средней турецкой заработной платы. Особенно привлекательной стала недвижимость у иностранцев, которые могут получить вид на жительство приобретая или арендуя недвижимость.

В качестве отступления. Доступность жилья в Турции не означает, что все являются собственниками. Дело в том, что многие жители не рассчитывали на пенсию, а то и вовсе не платили взносы в пенсионный фонд, а место этого в течение многих лет вкладывали в недвижимость, которую предполагали сдавать в аренду. В результате на рынке аренды квартир образовалось огромное предложение и соответственно стали очень доступными цены. Покупать свое жилье было нецелесообразно, большинство населения предпочитало арендовать, тем более, что в Турции оно очень мобильное и переезд из одного города в другой является обыденным явлением, мало того, для некоторых государственных служащих это обязательное условие при приеме на работу.

Строительные лицензии в Турции не требуются. На своем участке человек может построить все что угодно сам или пригласив специалистов. Существует несколько требований — количество этажей, площадь застройки и минимальное расстояние до соседнего дома, толщина несущих конструкций. Это проверяется государственным чиновником и если нет нарушений, то выдается свидетельство о вводе в эксплуатацию (тур. İskan), только при его наличии компании, поставляющие услуги по электро- и водоснабжению могут присвоить абонентский номер, а кадастровое управление внесет дом и квартиры в список адресов.

Однако, операции по недвижимости могут осуществляться и без этого документа на основании свидетельства о собственности (тур. TAPU), фактически он дает право на часть участка. В этом случае в TAPU часто не указывается даже номер квартиры. Такое положение вещей было на руку недобросовестным застройщикам, которые продавали квартиры без İskan. Правда тогда им приходилось обеспечивать жильцов коммунальными услугами за свой счет до тех пор, пока не удавалось оформить İskan. Если небрежность при строительстве была вопиющей, то как-то легализовать конструкцию или продать квартиры не удавалось и такие здания годами стоят пустыми. Государство не имеет права их снести, так они находятся на территории частного участка.

Теперь мы подходим к самому главному — качеству строительства. Некоторые политики используют случившееся для того, чтобы обвинить нынешнее руководство страны в попустительстве для недобросовестных застройщиков. Однако личные наблюдения автора, да и телевизионные кадры, обошедшие весь мир, показывают, что наибольшим повреждениям подверглись дома, которым более 20 лет. Т.е. нынешнее руководство к ним не имеет никакого отношения.

Дело в том, что раньше дома строились очень примитивным способом, а бетон готовился небольшими партиями на месте в небольших количествах. Соблюсти при этом нужные пропорции или заливать единовременно больной объем не представлялось возможным. Правда тогда и частные застройщики были недостаточно богатыми и высота зданий редко превышала 5 этажей и часто на одном этаже было всего 1-2 квартиры. Только в последнее время, с появлением на жилищном рынке крупных строительных компаний, стали возводится высокие здания.

Подача готового бетона на строительную площадку в Турции

Подача готового бетона на строительную площадку в Турции

При этом изменилась и технология. Бетон стали производить крупные заводы в огромных количествах. При этом выдерживать необходимые пропорции стало проще, а на строительной площадке можно было единовременно обеспечить объем, достаточный для железобетонного каркаса целого дома в несколько этажей. Следующим этапом заливались перекрытия. Такие дома, даже при неправильных расчетах силовых конструкций оказались прочнее старых. По крайней мере, если они и разрушались, то не складывались, погреба под собой жильцов. Хотя и в этом случае есть исключения, как и со старыми домами, которые выдержали напор стихии.

Здесь стоит добавить, что в некоторых местах землетрясение было такой силы, что разрушились даже одноэтажные постройки. Примером может служить город Нурдаы (тур. Nurdağı), что недалеко от Кахраманмараша. Там разрушены практически все здания независимо от года постройки и этажности.

Что делать?

Уже после первых сообщений о масштабных разрушениях стало понятно, что предстоит огромная работа по восстановлению городов. Некоторые политики предлагают ужесточить правила строительства, ввести лицензирование. Другие считают, что это породит коррупцию, но не скажется на качестве. Автор, склоняется ко второму выводу. Надо сказать, что после землетрясения в г. Ван в 2011, многие застройщики сделали выводы. Тогда в гибели жильцов были обвинены владельцы недвижимости, возведенной с нарушениями. Они понесли уголовную ответственность. А тем, кто не позаботился о страховке, государство справедливо отказалось помогать.

Нынешнее руководство страны предложило восстановление жилищного фонда по программе TOKİ, о которой упоминалось выше. Что это такое? Сравнительно свежее нововведение реализованное вместо запрещенного gece kondu (возведенное ночью). Ранее существовало правило, по которому возведенное на ничейном участке жилье, становилось собственностью застройщика. Таким образом любой сарай возведенный ночью давал права оформить на него свидетельство о собственности. Затем возводился дом на одного хозяина, а если средства позволяли, то на несколько квартир, которые сдавались в наем. При этом поставщики воды, электроэнергии или телекоммуникаций вообще не требовали никаких документов — достаточно было оформить абонентский номер.

Около 15 лет назад такая практика была запрещена, а, для того чтобы обеспечить доступным жильем малоимущих, была реализована программа TOKİ. В этом случае государство выкупает нужный участок, приглашает на конкурсной основе застройщиков и финансирует строительство. Затем квартиры продаются желающим в кредит на 30 лет по льготным процентам. Правда приобрести его могут только граждане Турции. При этом площадь квартир в таких домах заметно меньше, чем в обычных, отсюда их прозвали rus tipi (российский тип). Но и покупают их в основном семьи мелких служащих, одинокие или молодожены.
Интересно отметить, что в подавляющем большинстве случаев дома, возведенные по программе TOKİ в последнем землетрясении не пострадали. Но в том регионе их гораздо меньше, чем на западе Турции. Вообще этот регион отличается патриархальностью, большими семьями и многокомнатными квартирами площадью около 200 кв.м.

TOKİ в Анкаре

TOKİ в Анкаре

Звучат предложения использовать японский опыт строительства сейсмоустойчивых зданий. Однако, так говорят без знания дела. Япония совсем другая страна с более высокой плотностью населения, крошечными квартирами и семьями из 2-3 человек. Там сейсмоусточивое здание построить проще, а их необходимость вызвана еще и тем, что при разрушении они могут нанести больший урон из-за высокой плотности населения.

О фейках

Пенопласт в строительстве

Пенопласт к качестве строительного материала в Турции

В последнее время в социальных сетях распространяются фейки, демонстрирующие якобы низкое качество строительства в Турции. На одном из видео некто крошит кирпичи голыми руками, утверждая что постройки возводятся из такого материала. На самом деле это просто заполнитель для стен и никакой нагрузки он не несет. На другом видео кто-то показал кусок бетона с пенопластом. Однако пенопласт не используется в каркасах. Он используется в качестве заполнения для перекрытий и для утепления фундамента. И это утвержденный материал, обеспечивающих шумо- и теплоизоляцию.

Андрей Бочкарев

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *