По следам апостола Павла. Тарсус - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

По следам апостола Павла. Тарсус

Город Тарс, который ныне называется Тарсус, известен  каждому христианину тем, что он является родиной одного из основоположников Церкви, апостола Павла.  До принятия новой религии он носил имя Савл, и, был евреем по происхождению, но при этом являлся римским  подданым. Как известно из Евангелья, в юности Павел  был жестоким гонителем христиан, но позже  после того, как ослеп от яркой вспышки в небе  на пути в Дамаск, где он собирался заточать христиан в тюрьмы. Услышав укоризненный голос Иисуса: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?», уверовал в Него. Шедшие с ним привели Савла в Дамаск, где он был исцелён от слепоты Ананией и принял крещение.

Карта мессионерских путешествий апостола Павла

Карта мессионерских путешествий апостола Павла


Уже в Дамаске Савл стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. На Кипре обратил ко Христу проконсула Сергия Павла, после этого Савл именуется Павлом.
То, что Тарсус является родиной Павла подтверждают Деяния апостолов.
(кадр из фильма Павел-апостол Христа — синедрион)

Глава 22 стих 1-3 
Мужи братия и отцы! Выслушайте теперь мое оправдание перед вами.
 Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал:  я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.

Сведений о ранней жизни Павла в Тарсусе не сохранилось. Большую часть жизни он провел в Иерусалиме. Затем возвращался туда уже христианином, а из Деяний апостолов известно, что он посещал родной город во время второго миссионерского путешествия, прибыв туда их Антиохии Сирийской, ныне турецкий город Антакия.   Пробыв некоторое время в родном городе, Павел оттуда отправился в Дервию, затем Листру и Иконию.

Позже в 1061 году Тарсусе, на месте, где предположительно находится отчий дом будущего апостола,  крестоносцами  была построена церковь св. Павла, на ее территории находится одноименный колодец, вероятно сохранившийся с времен жизни святого. Считается, что его вода обладает целебными свойствами, но набрать ее не всегда получается, так как правила меняются.

Колодец Святого Павла

Колодец Святого Павла

В любом случае это место обязательно стоит посетить тем,  кто считает себя христианами.  Оно проникнуто духом святого. В саду, где расположен колодец, стоит сесть и поразмышлять о бренности бытия в этом мире.

В Турсусе также находится могила ветхозаветного пророка Даниила. Согласно местной традиции, пророк Даниил прибыл из Вавилона в Тарс по приглашению его жителей. Они верили, что каждое место, которое посетил пророк, было благословенным, и что благословение было очень необходимо Тарсу, поскольку город страдал от голода, вызванного продолжительной засухой. Пророк поспешил на помощь жителям и позже  умер в этом городе. Благодарные жители возвели его гробницу, но с годами ее местонахождение было забыто. Эта история неявно подтверждается историческими источниками, но каждый год Тарсус привлекает людей, желающих посетить могилу библейского пророка.

Примерно в 640 г. н. э. один из полководцев халифа Умара, Эбу Муса эль-Эс’ари, обнаружил гробницу Даниила в Тарсе. Открыв саркофаг, очевидцы увидели тело хорошо сложенного мужчины, одетого в мантию, сотканную золотой нитью. Они предположили, что это был пророк Даниил, приняв в качестве окончательного доказательства наличие  в гробнице кольца, на котором были изображены  два льва, облизывающих маленького ребенка. Правда, пророка Даниила однажды бросили в пещеру на съедение львам, по общему признанию, уже взрослым мужчиной, но этот факт явно не считался важным. Тело предполагаемого Даниила было перезахоронено в высохшем русле реки Бердан (известной в древности как Кидн), возле небольшого ручья. Таким образом предполагалось предохранить тело пророка от кражи.

Гробница пророка Даниила

Гробница пророка Даниила

Намного позже, в 1857 году, над могилой была возведена мечеть, ныне известная как Макам Джами или, в более длинной версии, как Макам-и-Шариф Джами. Это имя означает место вечного упокоения святого, в данном конкретном случае — его связь с могилой пророка Даниила очевидна. В 1867 году к мечети пристроили минарет, спонсором которого является Салих Ага из Албании. Позже мечеть многократно расширялась и обновлялась. Могила пророка находится под самой старой частью.

Благодаря археологическим раскопкам, проведенным возле этой мечети, удалось обнаружить остатки римского моста, который когда-то проходил через реку Кидн. В VI веке н.э. эту реку отвели в новый канал, чтобы предотвратить наводнения местности. Обнаружение остатков моста указывало на местонахождение его первоначального русла. После этого открытия прямо возле мечети Макам были продолжены раскопки. Именно тогда была обнаружена гробница пророка Даниила, а кроме нее — обширные руины построек римского периода и более поздних времен.

В настоящее время гробница пророка Даниила открыта для посетителей — бесплатно, как это обычно бывает в Турции в местах, связанных с религиозным поклонением. Перед посещением обязательно наденьте соответствующую одежду, как при посещении мечети.

Мечеть Макам и Могила пророка Даниила расположены в центре города Тарсус, в районе Макам, прямо на кольцевой развязке, от которой отходят бульвар Адана и бульвар Али Ментешоглу.

Несмотря на то, что в христианстве почитаются Семь спящих отроков эфесских, упомянутых также в Коране  (сура). Многие не согласны с тем, что пещера в которой они были заживо погребены, уснули там и проснулись через несколько столетий, находится в Эфесе. По мнению жителей Тарсуса эта пещера находится недалеко от их города. Она была известна под арабским названием Eshab-ı Kehf до прихода сюда османов и сельчуков. Т.е. арабы что-то знали  об этом месте.

Пещера Семи спящих отроков в Тарсусе

Пещера Семи спящих отроков в Тарсусе

В 1872 году над пещерой была возведена мечеть, известная просто как Eshab-ı Kehf Camii. Ее строительство было инициировано матерью султана Абдулазиза —  Пертевниял-султан.  Чрезвычайно высокий минарет с тремя балконами был пристроен позже. С момента постройки мечети город Тарсус приобрел значение как паломнический и туристический центр. Католики поминают семерых спящих юношей 7 июля, православные — 4 августа и 22 октября, а у мусульман  нет установленной даты, поэтому пещера привлекает паломников круглый год.

Кроме культовых мест в Тарсусе много других достопримечательностей.

Одним из таких является тарсусский водопад. Там можно отдохнуть и прийти себя после душевных терзаний, вызванных раздумьями о бренности бытия. В конце концов, Всевышний дал нам этот прекрасный мир, чтобы мы могли насладиться и его видами, а не только мечтать о загробном. Именно такое впечатление производит это чудо природы.

Следующий пункт  обратном пути нашего тура —  подземная церковь   святой Феклы Иконийской. Фекла родилась в Иконии в знатной семье, была впечатлена  его проповедями о христианстве и решила посвятить себя новой вере, была подвергнута гонениям, ее несколько раз пытались казнить, сначала сжечь на костре. Но ее спас внезапно начавшийся дождь, что палачи посчитали знамением и освободили. Оттуда она направилась в Антиохию (Антакию), где служила делу Иисуса Христа, после того как она отказала в интимной связи  высокопоставленному сановнику и разорвала его одежды ее бросили на растерзание зверям. Но и эта казнь не удалась. После этого она удалилась в Селевкию (ныне Селифке — город между Мерсином и Аланией).

Там она скрывалась в пещере в течение 72 лет до своей смерти. В последующие годы пещера считалась христианами священным и секретным местом до 312 года нашей эры.   Между 460 и 470 годами нашей эры  византийским императором Зеноном была построена церковь, а также несколько зданий вокруг нее.
Вероятно, подавляющее большинство зданий пострадало от землетрясения 526 года, которое затронуло всю Анатолию и, как полагают, имело силу в 9 баллов.  В настоящее время можно увидеть пещеру, где предположительно находятся останки святой, а также бани,  находящиеся в руинах и являются единственным сохранившимся элементом, часть апсиды церкви, цистерны, разбросанные по разным областям, и остатки стен.

Андрей Бочкарев

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *