По следам апостола Павла. Килистра - Авиаперелеты по Турции

Каппадокия, Памуккале, Самсун

Мардин, Антакия, Эрзурум

По следам апостола Павла. Килистра

Традиционными историческими местами для приезжих туристов являются в основном те, которые расположены вдоль курортного побережья Средиземного и Эгейского морей.  Между тем это малая часть исторического наследия Турции. Огромная часть находится по ту сторону Таврических гор, и это не только раскрученные туристическими агентствами крупные природные и археологические объекты как Каппадокия или Памуккале. Есть много других и малоизвестных, но при этом не менее важных, на которые просто туристические агентства не обратили внимание.

Карта мессионерских путешествий апостола Павла

Карта мессионерских путешествий апостола Павла

Для христиан особенно привлекательными могут оказаться места, связанные с деятельностью апостола Павла. Если посмотреть на карту его миссионерских путешествий, то можно заметить, что они проходили мимо средиземноморского побережье. Первое началось в Сирийской Антиохии. Оттуда морским путем он прибыл на Кипр, прошел через весь остров, затем из Пафоса он отправился в город Перге, руины которого сейчас находятся в провинции Анталия. Некоторое время Павел путешествовал между Перге и Антиохией Пидизийской, а также Иконией.

Античный город Листра сегодня

Античный город Листра сегодня

Как следует из Деяний апостолов гл. 13-14, проповеди апостола Павла в Иконии имели относительный успех, часть греков и евреев обратились в христианство. Однако после одной из проповедей в синагоге, язычники и иудеи решили побить камнями и изгнать Павла и его соратника Варнаву из Иконии. Узнав об этом апостол с учеником сбежали в Килистру.

Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне апостолов.
Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями,
они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
и там благовествовали.
В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

Упомнинаемый здесь город Килистра или Листра находится в 50 км от Иконии (ныне Конья) почти сразу за хребтом Таврских гор, если следовать в сторону Коньи из древней Перге и является первой достопримечательность паломнического тура в Конью.

Место, где жители листры побили апостола Павла

Место, где жители Листры побили апостола Павла

11-й стих 14-ой главы Деяний апостолов говорит о том, что у жителей (Ки)листры язык отличался от языка греческого и арамейского. Хотя с большой вероятностью это был какой-то диалект греческого.
В общем они, будучи еще язычниками, приняли Варнаву за Зевса, а апостола Павла — за Гермеса и хотели принести им в жертву быков, которых привели украшенными венками к статуе Гермеса, стоявшей у них в городе. Этот евангельский сюжет нашел свое отражение во многих произведениях изобразительного искусство, одним из которых является знаменитая картина «Исцеление хромого» Рафаэля.

Исцеление хромого. Листра

Исцеление хромого

На его переднем плане можно видеть алтарь, который последствии был украшен крестом и до сих пор валяется на территории. Разумеется в картине все немного приукрашено, на самом деле, по крайней мере сейчас все видится скромнее.

Построек той эпохи сохранилось мало, возможно, что часть из них разобраны для строительства более поздними поколениями или пришлыми племенами и народами. Однако сохранились более ранние следы человеческой деятельности. Видимо местность была заселена раньше, чем был построен город, и люди жили в выдолбленных в скалах пещерах. Их разобрать невозможно, а также они меньше подвержены воздействию стихий.

Листра

Листра

Скалы во многом напоминают те, что можно видеть в Каппадокии, но горная порода более твердая, хотя местами очень искусно обработана. Размер помещений также гораздо меньше, чем в Каппадокии. Больше напоминает монашеские кельи, хотя института монашества при апостоле Павле еще не было. Возможно просто первые поселенцы были гораздо меньше ростом и им хватало места. Однако неподалеку уже есть остатки монастырского комплекса, возникшего в более поздние времена.

Все это можно увидеть своими глазами на нашей и поразмышлять о том, как все это могло выглядеть 2000 лет назад, во времена раннего христианства. В тех же деяниях апостолов далее в 14 главе рассказывается, что и несмотря на первоначальный успех в Листре не все люди уверовали в Христа и его мессианскую роль.

Между тем, как они, оставаясь там, учили, из Антиохии и Иконии пришли некоторые Иудеи и, когда апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут. И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Глава 14, стих 19.

Окинув глазами местность можно предположить куда были выброшены тела двух незадачливых проповедников новой веры. Остается только удивляться их упорству, поскольку они, оправившись от побоев, ушли в другой город проповедовать, а позже вновь вернулись в Килистру.

Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

После этого город, по всей видимости стал христианским на последующие несколько веков. Здесь была построена церковь им апостола Павла и другие объекты нового культа. Статуи греческих богов, скорее всего были разрушены, по крайней мере их остатки не найдены. Сохранилась церковь в пещере, которая ранее скорее всего служила синагогой, так как у греков-язычников храмы были более масштабные и богато украшенные скульптурами. В общем сохранилось все то, что было вырублено из камня, и только одна сложенная из камня церковь, а также так называемые цистерны, т.е. емкости для запасов воды.
Руины города были обнаружены в 1885 году, когда Дж.Р.С. Стерретт раскопал каменный алтарь с латинской надписью на холме к северу от турецкой деревни Хатун Сарай. Подлинность названия города была подтверждена более поздними нумизматическими находками. Это место, вероятно, было заселено с доисторических времен, но никаких обширных археологических исследований никогда не проводилось.

Полный список достопримечательностей Калистры

Юго-восточные ворота города, через которые некогда проходила одна из важных римских дорог. До наших дней сохранилась вырезанная из скалы сторожевая башня, остатки армейских казарм и цистерны для хранения воды.
Большая туфовая скала с высеченными в ней помещениями, которая была некогда центром пещерного города.
Монастырь Конаджак и церковь св. Креста.
Пещерная церковь св. Павла и некрополь.
Большая цистерна, игравшая во времена Римской империи ключевую роль в водоснабжении города.
Остатки античной винодельни в 400 м от цистерны. Там же можно найти руины часовни византийских времен.
«Керамическая» башня. Считается, что в прошлом там жили гончары, занимавшиеся изготовлением разнообразной керамики.
Хорошо сохранившийся к северу от города монастырский комплекс, история которого в настоящий момент забыта.
Некрополь и остатки двух церквей к юго-западу от Килистры.

Please follow and like us:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *